Д Е В И Ч Н И К | бизнес
образование откуда родом приметы
времени мода экипаж
маленькие
радости
Футурологи называют XXI век “веком женщин”. И корни такого определения, безусловно, кроются в ушедшем столетии, когда женщины совершили “тихую революцию”, заняв достойное положение сначала в сфере наемного труда, а затем – на ниве предпринимательства. Именно женщины смогли занять твердые позиции в малом и среднем бизнесе, особенно в сфере услуг. Интересно, что в группу успешных бизнесменок психологи прежде всего включают “папиных дочек”, которые неосознанно, из-за чрезвычайной привязанности и любви к отцу, впитывают его мужские черты, впоследствии помогающие им в бизнесе: твердость, способность к риску и быстрому принятию решений. Следуя на первых порах мужскому стилю руководства, поведения и одежды, женщина и в бизнесе осталась женщиной и скоро начала привносить в существовавшие правила игры в бизнесе свои нормы, стереотипы, которые, в свою очередь, стали влиять на жестокость мужского мира бизнеса.В методы управления и деловую культуру женщины привнесли интуицию, “маневренность”, коммуникабельность, заботу о людях, эмоциональность общения, особое отношение к личным связям. Эти черты позволяют говорить о зародившемся женском стиле управления, девиз которого: “Здравый смысл, а не победа любой ценой”. Поэтесса Марина Цветаева писала, что “успех – это успеть”. Качество замечательное! Но если оно дополнено компетентностью и умением подать себя и свои идеи, правильно выбрать приоритеты и создать сплоченную команду единомышленников, то вероятность успеха значительно увеличивается. Потому что давно известно, что люди тянутся к преуспевающим и удачливым в своем деле. Не менее важно правильно относиться к своему делу. Есть такая притча. Возможно, и вы ее слышали. Однажды у трех строителей спросили, что они делают. Первый ответил, что он дробит камни, второй – зарабатывает на жизнь, а третий сказал: “Я строю храм”.За рубежом значительная часть малого бизнеса находится в руках женщин. В США – это 30 процентов предпринимателей, занятых в основном в строительной индустрии, на транспорте, в коммунальных услугах, в оптовой торговле. Существует интересная статистика о перспективах начатого собственного дела. В течение пяти лет одно из четырех предприятий женского бизнеса приходит к банкротству. Но три продолжают работать, успешно выдерживая конкуренцию со “стариками”. За рубежом необходимыми предпосылками успешного бизнеса являются диплом престижного учебного заведения, социальный статус, наследство. Мы идем своим путем. В нашей стране женщины составляют более половины всех занятых. Среди них и те, кто открыл свое дело. Сначала это были инициативные и предприимчивые бывшие партийные и комсомольские работники и руководители производства, затем к ним присоединились, правда, в незначительном числе, оставшиеся без работы в результате перестроечных сдвигов представители науки и так называемых ИТР, обладавшие творческим потенциалом, образованием и ставшей ненужной обществу квалификацией. Для успешного начала и ведения своего бизнеса отечественные бизнес-леди, потомки тех, кто, как известно, коня на скаку остановит и в горящую избу войдет, использовали не дипломы и наследство, а исключительно личные качества, некоторым удавалось даже получать кредиты и спонсорскую помощь благодаря этим самым личным качествам. Хотя, конечно, у отечественных пионерок бизнеса были и преимущества, “заработанные” социалистической революцией, уничтожившей образовательные, культурные и религиозные барьеры. Где, в каких сферах и можно ли вообще найти сейчас свою нишу в непростом мире бизнеса? Оказывается, можно, и в этом я убедилась во время семинара, организованного Центром развития мелких предприятий "Гильдия". Участниками семинара были в основном, женщины всех возрастов, от девятнадцати до шестидесяти лет. У всех уже было свое дело, которым они занимались от нескольких месяцев до года, и все они с энтузиазмом мечтали “раскручивать” его и дальше. По их мнению, бизнес можно делать на том, что нужно людям всегда и больше всего. Прежде всего это учеба, развлечения и увлечения. Не менее популярны традиционные виды предпринимательской деятельности, среди которых лидерами остаются торговля (со времен Киевской Руси) и мелкое производство “хлеба насущного” – продовольственных и промышленных товаров. Моя мудрая бабушка-портниха, содержавшая всю семью своим трудом и помогавшая родным и друзьям, частенько говаривала: “Кто бы ни был у власти, а без сапог, рубашки и шапки вряд ли обойдется”. По закону индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься с 14 лет, правда в этом возрасте на каждую сделку необходимо получать письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей (п. 1 ст. 26 ГК РФ), так как в 14 лет граждане не обладают дееспособностью в полном объеме. Однако граждане, не достигшие 18 лет, становятся дееспособными в полном объеме со времени вступления в брак. Согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетние, достигшие 16 лет, могут быть объявлены полностью дееспособными по решению органа опеки и попечительства или, при несогласии одного из родителей, – по решению суда, если они работают по договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимаются предпринимательской деятельностью. Сейчас многие парни и девушки проходят школу бизнеса, работая у знакомых или “по рекомендации”. Работу и зарплату на карманные расходы можно получить в некоторых кадровых агентствах, на студенческих биржах труда. Но в целом несовершеннолетним устроиться на работу сложно. Однако находчивость, предприимчивость и настойчивость всегда выручают людей бизнеса. Главное, не стоит ссылаться на обстоятельства, которые якобы выше нас, потому что, как говорится в пословице, “если собственных крыльев не имеешь, чужие тебя не поднимут”. Рецепты успешного ведения собственного бизнеса, как руководство к действию, можно получить в специализированных высших и средних учебных заведениях. А дальше: “Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет”, – как сказал Марк Аврелий.
|
|