2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

       
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

экипаж моей мечты

Из истории отечественных экипажей

Кулибину удавалось выполнить любую задумку, кроме одной. 
Он
 всю свою жизнь мечтал построить вечный двигатель — “перпетуум мобиле”. 
Но,
 видно, нет ничего вечного в материальном мире.

Самокатка Кулибина

Интересно иногда как-то получается Как будто наступает время открытий или даже одного открытия. И приблизительно в одно и то же время в разных местах разные люди упорно начинают строить автомобиль, изобретать телеграф, телескоп или что-то еще такое подобное, но каждый идет к открытию своим путем. Затем история просеивает все эти открытия сквозь свое сито по неведомым и не всегда логичным для человеческого осмысления законам и на поверхности остается иногда нечто значимое и весомое, а иногда прихотливое и временное. Взвешенные на весах истории, открытия получают свой приговор, оспорить который не в состоянии ни один простой смертный, сколькими бы талантами он не обладал.

Механик-самоучка Иван Кулибин (1735—1818) родился в 1735 году в Нижнем Новгороде в семье мелкого торговца мукой. Его отец был старообрядцем, и сына воспитывал в строгих правилах, приучая к труду. Ивану надлежало освоить грамоту у дьячка по псалтырю и часослову и приступить к работе в качестве помощника отца. Но начав учиться, Иван уже не мог остановиться и, не имея другой возможности, стал самостоятельно изучать науки по книгам, в том числе и по сочинениям Михаила Ломоносова.

Он «заболел» всякого рода механизмами, особенно его поразила работа часов. Будучи по случаю в Москве Иван Кулибин покупает у часовщика Лобкова старые инструменты, с помощью которых открывает в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Ему исполняется 23 года, когда умирает отец. Дела в мастерской у Кулибина шли ни шатко, ни валко. И хотя клиенты были людьми состоятельными, но часы имел не каждый, поэтому работы было немного.

Спасибо, помог деньгами друг отца купец Костромин. Да еще помог случай. В 1767 году придумал Иван необыкновенные часы. Размером с утиное яйцо и с заводом раз в сутки, они отбивали четверть, половину часа и полный час. По истечении часа открывались дверцы, показывался позолоченный чертог. Вот как описывает часы академик И.И. Артоболевский: «В глубине чертога находился “гроб господень”, и к его двери привален камень По сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, и воины падали ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, и часы под  звон трижды исполняли церковный стих. После этого дверцы чертога захлопывались». Да вот еще. В полдень часы исполняли музыку, сочиненную Кулибиным в честь приезда императрицы Екатерины II в Нижний Новгород. Часы императрица получила в подарок, была очень довольна, вызвала изобретателя в Петербург и назначила заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. А подаренные часы, да изобретенные Кулибиным (независимо от англичан) телескоп да микроскоп Екатерина II отправила в Кунсткамеру.С 1769 года начинается петербургский период в жизни изобретателя.

Ему было положено жалованье — 300 рублей в год, жилье с отоплением и мастерская. Он с головой уходит в работу. К изобретенным разного вида часам (башенным, миниатюрным и часам в перстне, “планетным” карманным) и способам шлифовки стекол (для оптических приборов) он добавит разработки трех деревянных и трех металлических мостов. Но разработки не были реализованы, несмотря на успешно пройденные испытания. Например, арочный мост в 140 саженей был удивительным. Длина пролета 298 м предлагалась взамен применявшихся 50—60-метровых пролетов, использовались оригинальные фермы с перекрестной решеткой. Несмотря на очевидные новшества и преимущества, мост никогда не будет построен, а его модель в 1/16 натуральной величины императрица предлагает выставить в саду Таврического дворца через канаву на всеобщее обозрение.

Знаменитый фонарь (прожектор), ставший сенсацией, Иван Кулибин изобретает в 1779 году. При слабом источнике (свече) он давал (при помощи "составного" зеркала) мощный свет. Автор предложил и описал сферы возможного применения фонаря, в том числе — на каретах. Известно, что Кулибин продавал изобретенные им фонари в 1780 году, прикладывая к ним подробные описания «в обособливой книжечке». По данным Архива Академии наук, описание «зеркальный фонарей» было напечатано по просьбе изобретателя в  1783 году в Академической типографии тиражом 1000 экземпляров.

Кулибин никогда не делал секрета из своих изобретений, напротив, открыто описывал их в мельчайших подробностях. Права изобретателя тогда еще никак не защищались, и фонарь благодаря предприимчивым людям, освоившим его производство стал широко применяться для освещения маяков, судов, карет, мастерских...

Трехколесную "самокатку" Иван Кулибин изобрел в 1791 году. Самокатку приводили в движение «мускульной силой». Слуга, находившийся «на запятках», нажимал на педали, от которых шла передача через зубчатое колесо храпового механизма, насаженного на ось маховика, через коробку передач на одно из задних колес. Роль тормозов выполняли пружины. При наклоне дороги или после разгона слуга мог отдохнуть – «самокатка» ехала сама. Подшипники скольжения уменьшали трение. Модель «самокатки» не сохранилась, ее удалось восстановить по оставшимся чертежам, и теперь в Государственном политехническом музее в Москве можно посмотреть, как она работала.

В это же время Кулибину удается разработать конструкцию «механических ног» — протезов (после войны 1812 года французский предприниматель использует это изобретение) и построит лифт.

Чуть позже, в 1793 году Кулибин начинает работать над устройством оптического телеграфа для передачи условных сигналов на расстояние. Однако созданный телеграф никого в России не заинтересовал и был сдан в архив. Зато в 1835 году для установки телеграфа в Россию будет приглашен инженер Шато — сотрудник Клода Шаппа (с именем французов-братьев Шапп связывают изобретение телеграфа). Правительство заплатит ему за «секрет» оптического телеграфа 120 тыс. рублей и 6 тыс. годовой пожизненной пенсии.

После смерти Екатерины и вступления на престол Павла Кулибин был уволен. Он возвращается в Нижний Новгород, где продолжает разрабатывать все новые идеи. Он изобретает и строит «водоходное судно», чтобы заменить тяжелый труд бурлаков. Однако его чертежи и расчеты тонут в бесконечных похождениях по канцеляриям, а само судно по распоряжению министра внутренних дел Куракина передается за 200 рублей на дрова. Сам Кулибин уже не имел таких денег, чтобы выкупить свое детище.

Машина для добычи соли, применение паровой машины для движения грузовых судов, сеялка и мельничные машины, фортепиано и многие другие проекты относятся к этому периоду его жизни.

Кулибину удавалось выполнить любую задумку, кроме одной. Он всю свою жизнь мечтал построить вечный двигатель — “перпетуум мобиле”. Но, видно, нет ничего вечного в материальном мире. В 1818 году Иван Петрович Кулибин умер абсолютно нищим. Чтобы его похоронить на Петровском кладбище в Нижнем Новгороде, жена продала стенные часы.

 


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.