Д Е В И Ч Н И К |
откуда родом История календаря в России На Руси год начинался с новолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Названия месяцев напоминали календарь французской революции:январь – сичень июль – липец,
липень После принятия христианства Русь перешла на летоисчисление от «сотворения мира», год начинался 1 марта. С 1492 года Русь стала жить по церковному календарю с началом года 1 сентября.В 1699 году по новому летоисчислению, или по старому – «208 году декабря в 20 день Великий государь, царь и Великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малые и Белые России самодержец указал впредь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года (по обычаю других европейских христианских областей), а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1 числа сентября». Велено также было «… в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах». Состоялась литургия «в соборной Успенской церкви в присутствии Его Императорского Величества; при благодарственном пении, по обычаю Нового лета в начатии, отправлена ж и пушечная стрельба довольная и фейерверк на Красной площади, а по дворам ворота украшены зелеными ветвми и древами с разными светы, емблемами и симболами».Юлианский календарь просуществовал в России с XVII века до 1918 года, когда декретом Совнаркома был введен григорианский календарь, и после 31 января сразу наступило 14 февраля.Петр Великий приказал также начал выпуск ежегодных гражданских календарей. Календари появлялись на Руси и раньше. Статьи календарного характера встречались в первых памятниках русской письменности. Такая статья была в Святославом Изборнике 1073 года. Иеродиакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде – Кирик (XII в.) составил календарную статью – «учение, имже ведати человеку числа всех лет».Алексей Покровский в книге «Календари и святцы» (1911 г.) приводит записки 1611 года Самуила Маскевича, в которых он пишет: «Боярин Головин… рассказывал мне, что в правление известного тирана (Грозного) один из наших купцов… привез в Москву кипу календарей. Русским они показались очень мудреными; сам царь не понимал в них ни слова; посему… приказал все календари забрать во дворец, купцу заплатить, сколько требовал, и книги сжечь».С середины XVII века появились переводные календари. Однако только при Петре I увидел свет первый русский светский календарь; «в течение всего своего царствования он горячо принимал к сердцу это дело, он входил в самые малейшие подробности и был главным редактором… Календари всегда подносили прежде всего Государю… бывали случаи, когда Петр оставался недоволен работой: «календари, присланные от тебя», писал Мусин-Пушкин Поликарпову 2 декабря 1715 года, «я царскому величеству поднес; изволил говорить, что они худы и печать в них непрозрачна; того ради напечатай получше и пришли 20-го». (Из книги А. Покровского)Выход первого календаря стал большим событием. На книжном печатном дворе было «напечатано 1200 книг календарей в четверть, набор новоизданными литерами; бумаги в книге по 2 тетради с четверткой». Календарь отпечатан «с великим поспешением» в 10 дней. Трудилось семь человек, мастера получили за спешность сверхурочные: «рубль 6 алтын 4 деньги». Бесплатно распространено было 200 экземпляров, в том числе «великому царю и во все государские 12 комнат», издателям, двум писцам и дьяку при типографии. Правщики получили «кавычные, т. е. употреблявшиеся при печатании календари». «Для потомства» Петр велел оставлять в типографии «по два чистых и одному корректурному экземпляру». За воровство календарей жестко наказывали. В своей книге А. Покровский пишет: «Солдат Степан Аргунов при обыске рабочих у ворот типографии нашел у батырщика Стефана Ксенофонтова 2 малых календаря на 1724 год. Виновного допросили, и он показал, что эти календари он собрал из числа корректурных «кавычных» листов и сшил их для собственного употребления. Несмотря на это объяснение, последовало распоряжение: «помянутому Ксенофонтову за снос с печатного двора дву малых календарей, которые им Его Императорского Величества указом запрещено, учинить наказание: бить плетьми нещадно, дабы смотря на то, другим того чинить неповадно было».Первый календарь продавали по 10 денег за книгу. Постепенно календари дорожали. В 1729 году «почтенный господин библиотекарь», издатель календарей В. Киприянов продавал календари «по рублю и по 36 коп., иные же и по 25 коп.».Особой популярностью пользовался Брюсов календарь. Стенной календарь вышел в 1709 году и назывался «Календарь повсеместный или месяцеслов христианский», гравированный на шести медных листах, составленный князем Василием Киприяновым «под надзрением его превосходительства Генерала Лейтенанта Якова Вилимовича Брюса». Календарь содержал данные о времени выхода и захода солнца в Москве, астрологические предсказания, перечень праздников.Книжки-календари быстро завоевали популярность. В календаре 1731 года можно было прочитать: «уже исстари о пиитах сказано, что они к пользе и увеселению народа охотно услужить желают: тоже и о календарщиках разуметь надлежит, ибо без них народу обойтися нельзя, и в порядочном домостроительстве без календаря… как без зеркала или какие-нибудь другия в доме потребныя вещи пробыть невозможно. Но они служат и к увеселению, понеже как известно, что многия любопытныя головы через весь год одним глазом на календарь и на его пророчества, а другим на погоды и случаи мира смотрят».После 1728 года право на издание календарей перешло к Российской Академии. И только со второй половины XIX столетия календари стали издавать частные организации и лица. Известен календарь просветителя Н. И. Новикова (1744-1818), изданный в 1780 году под названием «Экономический календарь или наставление городским и деревенским жителями, сочиненный… С.В. Дружковцовым». Отрывные календари начал издавать И.Д. Сытин. Он же придумал специализированные календари для дам, детей, охотников, учителей, военных, конторских служащих и т. д.Кроме календарей выпускались письмовники с образцами поздравительных, пригласительных и просительных писем для всех сословий. Предлагаю вашему вниманию образец новогоднего поздравительного письма родителям из письмовника Яковлева за 1870 год.«Любезные
родители! В конце XX столетия ученые и любители-энтузиасты неоднократно выдвигали проекты новые календарей, в том числе – «вечных». Основная идея этих календарных проектов сводится к тому, чтобы улучшить или изменить структуру календаря, разделив год на периоды и закрепив за каждой датой свой день недели. Однако осуществление этих проектов – дело будущего. Дело будущего – создать универсальный всемирный календарь новой формы и содержания. Сама идея «усмирения» категории «вечность» современной календарной решеткой представляется утопичной. А пока… жизнь по календарю, расписанию по месяцам, дням и минутам кажется нам проще и понятнее, чем размышления о вечности, хотя все в мире взаимосвязано. Как писал великий Вильям Шекспир: «Как движется к
земле морской прибой, |
|