2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

       
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

откуда родом

История календаря в России

На Руси год начинался с новолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Названия месяцев напоминали календарь французской революции:

январь – сичень июль – липец, липень
февраль – лютень август – серпень
март – березень, сухий сентябрь – вересень
апрель – цветень октябрь – желтень
май – травень ноябрь – грудень, листопад
июнь – червень, изок декабрь – студень, грудень

После принятия христианства Русь перешла на летоисчисление от «сотворения мира», год начинался 1 марта. С 1492 года Русь стала жить по церковному календарю с началом года 1 сентября.

В 1699 году по новому летоисчислению, или по старому – «208 году декабря в 20 день Великий государь, царь и Великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малые и Белые России самодержец указал впредь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года (по обычаю других европейских христианских областей), а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1 числа сентября». Велено также было «… в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах». Состоялась литургия «в соборной Успенской церкви в присутствии Его Императорского Величества; при благодарственном пении, по обычаю Нового лета в начатии, отправлена ж и пушечная стрельба довольная и фейерверк на Красной площади, а по дворам ворота украшены зелеными ветвми и древами с разными светы, емблемами и симболами».

Юлианский календарь просуществовал в России с XVII века до 1918 года, когда декретом Совнаркома был введен григорианский календарь, и после 31 января сразу наступило 14 февраля.

Петр Великий приказал также начал выпуск ежегодных гражданских календарей. Календари появлялись на Руси и раньше. Статьи календарного характера встречались в первых памятниках русской письменности. Такая статья была в Святославом Изборнике 1073 года. Иеродиакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде – Кирик (XII в.) составил календарную статью – «учение, имже ведати человеку числа всех лет».

Алексей Покровский в книге «Календари и святцы» (1911 г.) приводит записки 1611 года Самуила Маскевича, в которых он пишет: «Боярин Головин… рассказывал мне, что в правление известного тирана (Грозного) один из наших купцов… привез в Москву кипу календарей. Русским они показались очень мудреными; сам царь не понимал в них ни слова; посему… приказал все календари забрать во дворец, купцу заплатить, сколько требовал, и книги сжечь».

С середины XVII века появились переводные календари. Однако только при Петре I увидел свет первый русский светский календарь; «в течение всего своего царствования он горячо принимал к сердцу это дело, он входил в самые малейшие подробности и был главным редактором… Календари всегда подносили прежде всего Государю… бывали случаи, когда Петр оставался недоволен работой: «календари, присланные от тебя», писал Мусин-Пушкин Поликарпову 2 декабря 1715 года, «я царскому величеству поднес; изволил говорить, что они худы и печать в них непрозрачна; того ради напечатай получше и пришли 20-го». (Из книги А.  Покровского)

Выход первого календаря стал большим событием. На книжном печатном дворе было «напечатано 1200 книг календарей в четверть, набор новоизданными литерами; бумаги в книге по 2 тетради с четверткой». Календарь отпечатан «с великим поспешением» в 10 дней. Трудилось семь человек, мастера получили за спешность сверхурочные: «рубль 6 алтын 4 деньги». Бесплатно распространено было 200 экземпляров, в том числе «великому царю и во все государские 12 комнат», издателям, двум писцам и дьяку при типографии. Правщики получили «кавычные, т. е. употреблявшиеся при печатании календари». «Для потомства» Петр велел оставлять в типографии «по два чистых и одному корректурному экземпляру». За воровство календарей жестко наказывали. В своей книге А. Покровский пишет: «Солдат Степан Аргунов при обыске рабочих у ворот типографии нашел у батырщика Стефана Ксенофонтова 2 малых календаря на 1724 год. Виновного допросили, и он показал, что эти календари он собрал из числа корректурных «кавычных» листов и сшил их для собственного употребления. Несмотря на это объяснение, последовало распоряжение: «помянутому Ксенофонтову за снос с печатного двора дву малых календарей, которые им Его Императорского Величества указом запрещено, учинить наказание: бить плетьми нещадно, дабы смотря на то, другим того чинить неповадно было».

Первый календарь продавали по 10 денег за книгу. Постепенно календари дорожали. В 1729 году «почтенный господин библиотекарь», издатель календарей В. Киприянов продавал календари «по рублю и по 36 коп., иные же и по 25 коп.».

Особой популярностью пользовался Брюсов календарь. Стенной календарь вышел в 1709 году и назывался «Календарь повсеместный или месяцеслов христианский», гравированный на шести медных листах, составленный князем Василием Киприяновым «под надзрением его превосходительства Генерала Лейтенанта Якова Вилимовича Брюса». Календарь содержал данные о времени выхода и захода солнца в Москве, астрологические предсказания, перечень праздников.

Книжки-календари быстро завоевали популярность. В календаре 1731 года можно было прочитать: «уже исстари о пиитах сказано, что они к пользе и увеселению народа охотно услужить желают: тоже и о календарщиках разуметь надлежит, ибо без них народу обойтися нельзя, и в порядочном домостроительстве без календаря… как без зеркала или какие-нибудь другия в доме потребныя вещи пробыть невозможно. Но они служат и к увеселению, понеже как известно, что многия любопытныя головы через весь год одним глазом на календарь и на его пророчества, а другим на погоды и случаи мира смотрят».

После 1728 года право на издание календарей перешло к Российской Академии. И только со второй половины XIX столетия календари стали издавать частные организации и лица. Известен календарь просветителя Н. И. Новикова (1744-1818), изданный в 1780 году под названием «Экономический календарь или наставление городским и деревенским жителями, сочиненный… С.В. Дружковцовым». Отрывные календари начал издавать И.Д. Сытин. Он же придумал специализированные календари для дам, детей, охотников, учителей, военных, конторских служащих и т. д.

Кроме календарей выпускались письмовники с образцами поздравительных, пригласительных и просительных писем для всех сословий. Предлагаю вашему вниманию образец новогоднего поздравительного письма родителям из письмовника Яковлева за 1870 год.

«Любезные родители!
Имею честь поздравить вас с новым годом и искренне желаю, чтобы он не только не нарушил, но еще более увеличил Ваше счастие и благополучие. Молю также бога, чтобы Он
 удалил от Вас все заботы, облегчил бы время Ваших трудов и все Ваши дела и предприятия увенчал счастливым успехом. Более же всего я желаю Вам доброго здоровья, чтобы Вы не только в этот год, но и в продолжении многих лет пользовались им и проводили жизнь свою в совершенном спокойствии. Я же со своей стороны употреблю все старания, что способствовать Вашему благополучию; словом, вся жизнь моя будет доказательством моей любви и благодарности, которыми вечно обязан Вам.
Ваш покорный сын»

В конце XX столетия ученые и любители-энтузиасты неоднократно выдвигали проекты новые календарей, в том числе – «вечных». Основная идея этих календарных проектов сводится к тому, чтобы улучшить или изменить структуру календаря, разделив год на периоды и закрепив за каждой датой свой день недели.

Однако осуществление этих проектов – дело будущего. Дело будущего – создать универсальный всемирный календарь новой формы и содержания. Сама идея «усмирения» категории «вечность» современной календарной решеткой представляется утопичной. А пока… жизнь по календарю, расписанию по месяцам, дням и минутам кажется нам проще и понятнее, чем размышления о вечности, хотя все в мире взаимосвязано. Как писал великий Вильям Шекспир:

«Как движется к земле морской прибой,
Так и ряды бессчетные минут,
Сменяя предыдущие собой,
Поочередно к вечности бегут» 
(Сонет 60).

 Из истории календаря


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.