Д Е В И Ч Н И К |
женский монастырь Крестовоздвиженский
женский монастырь
История монастыря началась в XIV веке, когда тверская княгиня Анастасия вышла замуж за нижегородского князя Андрея. Ей было 12 лет, и она мечтала принять монашеский постриг и посвятить свою жизнь Господу, но не могла ослушаться воли родителей. В 24 года Анастасия овдовела. Князь Андрей, незадолго до смерти принявший монашеский постриг, был похоронен на территории Кремля в Спасо-Преображенском соборе. Овдовев, Анастасия, в монашестве Феодора, организовала Зачатьевский монастырь (близ Кремля). Позже монастырь был перенесен и располагался между Георгиевской церковью (гостиница «Россия») и Георгиевской башней Кремля. Обитель неоднократно подвергалась опустошению из-за пожаров, в пламени которых погибли и все документальные сведения о происходивших в те далекие времена событиях монастырской истории. В 1811 году несколько обителей объединились, и матушка Дорофея начала хлопотать о перенесении монастыря за город. «В конце 1811 года игуменья Дорофея Новикова просила преосвященного Моисея – епископа Нижегородского о позволении избрать вне города в недалеком от оного расстоянии способнейшего к устроению новой церкви и вообще к распространению обители места. И с соизволения Его преосвященства избрала она в конец города к югу от Казанской кладбищенской церкви место уединенное, ровное и обширное. Обозначенная игуменья Дорофея с весны 1813 года приступила к устроению на новом месте обители». Так, на месте, где располагались Второе городское кладбище и Казанская церковь, построенная в конце 90-х годов XVIII века купцом Стешовым, обосновался Крестовоздвиженский женский монастырь. К 1821 году в обители проживали 22 монахини, не считая игуменьи и казначея, и 44 послушницы. 6 ноября 1815 года был освящен первый храм во имя Богоматери Всех Скорбящих Радостей и святого Василия Блаженного Московского Чудотворца. Построенный вскоре Крестовоздвиженский собор имел форму креста и площадь 35х35 кв.м. Центральный деревянный купол поддерживали внутренние пилоны с четырьмя малыми главами. Нижний этаж предназначался для склада церковной утвари. Церковь располагалась на втором этаже. Собор в честь Воздвиженья Креста Господня освятил епископ Моисей 17 августа 1823 года. Отмечая архитектурные особенности корпусов, один из современников писал, что к каждому из приделаны были маленькие балконы «для вида зданию и воздуха живущим». Но обыватели расценили это как «клятвопреступление». Кривотолки подействовали, и от балконов пришлось отказаться. В вопросе об авторе проекта монастырского ансамбля нет единого мнения. Некоторые приписывают авторство самой матушке Дорофее, славившейся умом, красотой и бескорыстием. Также мало сведений и о самой Дорофее. Известно, что родом она из богатого сословия. Овдовев, постриглась в монахини, оставив в миру троих детей. Современник Дорофеи, князь Долгорукий, посетивший монастырь в 1813 году, писал, что строился монастырь по чертежам самой игуменьи. Он же дал ей такую характеристику: «Сановитая наружность Дорофеи, черты лица, некогда обвораживающие, еще влекут в обитель множество людей всякого звания. Благородные преимущественно ездят к ней молиться Богу. Москвичи, бывшие в городе во время проказ наполеоновых в Москве, выехали из Нижнего в восхищении от Дорофеи. Я ее видел как игуменью строгую и набожную во храме, как женщину скромную и набожную в келье. Она еще между 40 и 50 лет и сохранила силы душевные и телесные». Сестры прославились своим рукоделием. Великолепие их искусства поразило посетившего обитель в 1834 году принца Ольденбургского. В 1839 году при монастыре была открыта школа для сирот, а в одном из сел – устроена богадельня. К 1917 году в монастыре проживали более 100 монахинь, была своя больница, школа для подготовки регентов, мастериц-золотошвеек. Здесь же вплоть до революции находилась женская тюрьма, куда направлялись «для исправления» женщины различных сословий за всякие провинности, в том числе воровство и кровосмешение. Сразу после издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь был лишен всех прав. А в 1818 году при проведении учета монастырского имущества произошло столкновение между монахинями, прихожанами и представителями власти, повлекшее человеческие жертвы. Комиссар по церковному имуществу Карпов докладывал нижегородскому исполкому, что монастырский инцидент произошел «отчасти по вине монахинь, а главным образом по недоразумению стоящих на посту вблизи монастыря милиционеров». А. Солженицын писал: «В петроградской «Красной газете» от 6 сентября 1918 года читаем, что первый концентрационный лагерь будет устроен в Нижнем Новгороде, в пустующем женском монастыре…». Это написано о Крестовоздвиженском монастыре. Перед Отечественной войной площадь, на которой находился монастырь, была отдана горсоветом в распоряжение Медицинского института для строительства студенческого общежития, а монастырское кладбище было решено преобразовать в парк. Однако Казанская церковь, как и кладбище (территория современной спортивной площадки), ликвидировали уже после войны. Между тем на кладбище покоился прах выдающихся нижегородцев, а также Мельникова-Печерского, декабриста Анненкова, дочери Горького.
В советские времена в соборе располагались сначала склады, затем завод. И только в середине 90-х годов началось возрождение храма. Но денег катастрофически не хватает, даже на отопление. В самые холодные месяцы года – декабрь январь – храм не отапливался. Только благодаря финансовой спонсорской помощи можно было бы продолжить восстановление храма. Однако, несмотря на сложности, службы в храме не прекращаются. Использованы материалы, предоставленные Татьяной Еремеевой (г. Нижний Новгород) |
|