Д Е В И Ч Н И К |
приметы времени
Музей творчества аутсайдеров (МТА) – необычный, вернее, нетрадиционный музей. Он задуман как пространство, в рамках которого могли бы быть собраны и систематизированы произведения художников –аутсайдеров. Для кого-то он может стать открытием, для кого-то спасением. В любом случае творчество людей с нестандартным, альтернативным сознанием, нашедшее приют в его стенах, является и общедоступным, и сложным для восприятия одновременно. Общедоступным – благодаря своей искренности и потому, что время от времени каждый из нас бывает в жизни аутсайдером, а сложным – из-за отсутствия привычных и предсказуемых штампов цивилизации и внешних ограничений в изофантазиях и изовыражениях их личностного «я».
О музее мне рассказал его директор – Владимир Абакумов. – Сколько лет музею? – Музей творчества аутсайдеров существует уже двенадцать лет – с 1996 года. Он был создан на базе коллекции Гуманитарного центра, формируемой с 1989 года. Сейчас коллекция насчитывает около 1500 художественных произведений и представлена в рамках более 35 выставок в 14 странах мира. Только постоянная экспозиция музея включает более 100 работ 27 авторов. – Я услышала о вашем музее совершенно случайно… – Мы не стремимся особенно рекламировать наш музей. – Но как же о вас узнают потенциальные посетители? – Так же, как и вы. Хотелось бы, чтобы в наш музей приходили заинтересованные посетители, а такие нас находят. – Кого Вы считаете аутсайдером? – У меня такое ощущение, что этот термин возник в России благодаря нашему музею. Некоторые понимают это слово, как «отстающий», но это совершенно неверно. Мы считаем, что аутсайдер – это человек «посторонний», он находится как бы в стороне, но ни в коем случае не сзади. Посторонний – это человек, который занимается творчеством, движимый исключительно своим внутренним порывом, но который никогда не учился художественному ремеслу и даже не знает таких слов, как «картина», «выставка», «музей». Работы аутсайдеров – это произведения людей, которые лишены влияния культуры и которые в социальном плане кажутся несколько странными. Среди них – люди, страдающие душевными болезнями (в настоящее время это наиболее реальная причина изоляции от общества), а также простаки, чудаки, которых принято называть сумасшедшими, хотя к таковым они не имеют никакого отношения. – Кто первым начал собирать коллекции работ аутсайдеров? – В Европе в конце XIX – начале XX века некоторые психиатры, собиравшие работы своих пациентов в диагностических целях, вынуждены были признать их художественные достоинства. Тогда многие обратили внимание на безвестное прежде искусство душевнобольных, широко представленное в сформированных к тому времени крупных коллекциях врачей-психиатров. Самая известная и значительная коллекция подобных произведений была создана французским художником и искусствоведом Жаном Дюбюффе, который воспринимал аутсайдеров общества (в том числе и людей душевнобольных) как бунтарей против правил и традиций официальной культуры. Работы для своей коллекции он собирал в швейцарских психиатрических клиниках. Их авторы стали пациентами клиник в основном еще в детском возрасте, поэтому оказались максимально изолированными от внешних воздействий. В наше время практически невозможно найти авторов, создающих свои произведения в изоляции такой степени. Поэтому сейчас, безусловно, происходит трансформация этого явления. Коллекция Жана Дюбюффе стала известна под названием Ар Брют с середины 40-х годов XX века. Английский эквивалент французскому названию – Аутсайдер Арт был введен в начале 70-х годов Р. Кардиналом. Термин «Аутсайдер Арт» уже не отождествлялся с искусством душевнобольных, его применяли к работам непрофессиональных художников, не следующих в своем творчестве каким-либо культурным (академическим) или народным традициям, не осознающих себя художниками и движимых исключительно внутренней потребностью творить. – Какие направления представлены в коллекции Вашего музея? – Наша коллекция состоит из четырех разделах: психопатологическая экспрессия, аутсайдер арт, наивное искусство и новый вымысел. – Что такое «новый вымысел»? – В настоящее время мы столкнулись с таким явлением, когда произведение, казалось, можно было бы причислить к тому, что мы называем аутсайдер арт, но сам автор считает себя художником. Возможно, он получил специальное образование или хотя бы обучен азам этой профессии. Это и есть направление нового вымысла. Такой автор следует схеме: «Я художник, это – картина, ее должны увидеть». Поэтому сейчас мы стараемся искать аутсайдер арт в большей степени в психопатологической экспрессии, то есть в творчестве душевнобольных. Душевная болезнь часто сопровождается именно изобразительным рядом. Поэтому работы психопатологической экспрессии наиболее многочисленны в коллекции. – Выставки неадаптированных авторов пользуются успехом? – Выставочная деятельность Гуманитарного центра (ныне – Музея искусства аутсайдеров) в конце 1980-х – начале 1990-х годов показала, насколько велик интерес зрителей к творчеству социально не адаптированных авторов. Искусство «посторонних», как и всякое искусство, имеет право на признание, а художники-аутсайдеры – право на творчество. Многими специалистами психопатологическая экспрессия рассматривалась и рассматривается до сих пор как объект коллекционирования, достойный детального изучения, а интерес публики к искусству аутсайдеров не ослабевает уже несколько десятилетий. Да и можем ли мы отказывать в праве на существование взгляду «со стороны» в искусстве? Кого следует называть истинным художником? Что такое «норма» в художественном творчестве? Нет однозначных ответов на эти и многие другие вопросы.
Искусство аутсайдеров – это монолог не для аудитории, а для самого себя, часто на уровне первичных эмоций, это искренность и непосредственность в отображении внутреннего мира автора, непреодолимая потребность самовыражения при равнодушии к влияниям извне, традициям, менталитету, техническому прогрессу и прочим атрибутам действительности, это откровение и игра «иного» сознания, в изоотражениях которого проявляются слабости и противоречия общепризнанного мира. Иллюстративный материал предоставлен Музеем творчества аутсайдеров |
|