2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

       
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

образование

Я  в психологи пошла бы, пусть меня научат

Вы мечтаете стать психологом? Хотите получить информацию из первых рук? Тогда, возможно, эта беседа будет для вас интересной. Интересной потому, что мой собеседник руководитель известного научного и учебного учреждения. Среди многочисленных учебных заведений, занимающихся подготовкой психологов, Высшая школа психологии по праву занимает одно из ведущих мест. Сочетание фундаментальной подготовки с практической позволило добиться того, что многие выпускники этого вуза работают практическими психологами различного профиля, защищают кандидатские диссертации, открывают собственные психологические центры или используют знание психологии в других направлениях деятельности.

Пора представить моего собеседника. Это Илья Львович Базенков, ректор Высшей школы психологии.

Илья Львович, известно ли когда и где впервые упоминалась профессия «психолог»?

– Годом возникновения психологии как отдельной науки считается 1879. В этом году В. Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

– Как Вы считаете, какие личные качества необходимы абитуриенту, решившему заняться психологией?

– На языке психологии это называется «профессионально важными качествами». Психолог должен обладать развитым логическим мышлением, уметь структурировать, выделять главное и многое другое. Если психолог занимается непосредственно практической работой, то у него должны быть хорошо развиты механизмы психологической защиты, он должен уметь не путать собственные проблемы с проблемами других людей, обладать способностью к сопереживанию. Необходимо отметить, что обязателен интерес к этой науке в целом. Естественно, в процессе обучения у людей появляются какие-то выраженные интересы к тем или иным проблемам, направлениям и частным вопросам, но если нет общего интереса к этой науке, то изучать психологию будет тяжело. Обучение и его результат будут более успешными (эффективными), если общий интерес к психологии подкрепляется рациональными мотивами: стремлением получить профессию, использовать психологию в других направлениях деятельности, повышать свой образовательный уровень и т.д. К сожалению, очень часто в психологию приходят по иррациональным мотивам, особенно по так называемым «альтруистическим»: хочу помогать людям в решении их проблем, хочу сделать людей более счастливыми и т.п. В этом случае возникает вопрос: почему именно через психологию человек собирается «осчастливить» других?

– По Вашему опыту, каков процент «случайных» абитуриентов поступают ежегодно, точнее, сколько абитуриентов из поступивших отсеются в течение обучения?

– Отсев студентов во многом зависит от вуза. Очень трудно дать определенный ответ на этот вопрос. Думаю, что в среднем отсев составляет около 25 %.

Как же Вы определяете своих среди чужих? Какова технология приема абитуриентов, правила приема?

– Мы проводим тестирование на основы знаний, полученных в школе,  – по математике (без стереометрии) или биологии (без ботаники) по выбору абитуриента. Абитуриент пишет сочинение (эссе) на темы по выбору, например, такие: «Почему я хочу изучать психологию?», «Что я знаю о психологии?», «Как я представляю работу психолога?». Кроме того, проводим собеседование, целью которого является профориентационная помощь абитуриентам. Мы стараемся, чтобы наши абитуриенты сознательно подходили к изучению психологии. Собеседование является по своей сути консультацией, проводимой опытным психологом.

Как строится процесс обучения?

– У студентов большая учебная нагрузка, помимо аудиторных занятий студенты выполняют значительный объем самостоятельной работы, сюда входит изучение литературы, написание рефератов, подготовка докладов, выполнение практических заданий и т.д. К учащимся предъявляются высокие требования на зачетах и экзаменах. На спецкурсах специализации занятия проходят в практической форме – в  виде тренингов, мастерских. Практику студенты проходит, работая в организациях г. Москвы. Упор делается на сочетание фундаментальной подготовки с практикой.

Поэтому наши выпускники востребованы в государственных и коммерческих организациях, многие занимаются частной практикой и открывают свои психолого-педагогические центры, некоторые продолжают заниматься наукой, защищают кандидатские диссертации.

Каковы прогнозы трудоустройства сегодняшних абитуриентов через 5–7 лет?

– Давать прогнозы в нашей стране очень трудно. Можно только отметить, что востребованность психологов будет зависеть от уровня благосостояния общества. В настоящий момент найти работу психологу не составляет труда, но, к сожалению, уровень заработной платы оставляет желать лучшего. Можно также предположить, что будет увеличиваться число профессий и направлений деятельности, требующих использования психологии, и следовательно, наши выпускники без работы не останутся.

Есть ли данные, какой процент выпускников в настоящее время не работает по полученной профессии и почему?

– Могут ответить, только по данным Высшей школы психологии. Из наших выпускников идут работать непосредственно психологами 50–60 %. Кстати, это очень большой процент. Остальные либо идут работать по другим, смежным, если так можно сказать, специальностям, например менеджерами по персоналу, или не работают вообще.

Каковы, на Ваш взгляд, наиболее перспективные направления для абитуриентов, мечтающих заниматься наукой, а также – актуальные и востребованные темы для «практиков»?

– Любое направление в науке перспективно, если человек им интересуется, если он настойчив, трудолюбив и талантлив. Что касается прикладных аспектов психологии, то наиболее востребовано сейчас психологическое консультирование, а также все, что связано с работой с персоналом.

Какие из «психологических» профессий в настоящее время относятся к наиболее востребованным, наиболее высоко оплачиваемым, наиболее стабильным?

– Нельзя говорить о наиболее востребованной и наиболее высокооплачиваемой психологической профессии. Здесь все очень индивидуально и зависит от уровня профессионализма, а также от настойчивости, умения организовать себе «фронт работ», «пробивной способности» и т.д. Можно отметить, что самые высокие гонорары получают специалисты по проведению различных тренингов. Однако часто проведение тренингов не может считаться «психологической работой», хотя психологическое образование для тренера очень полезно. Кроме того, требуется много времени и усилий, чтобы приобрести имя и клиентов.

Какие возможности для карьерного роста, перспективы для повышения квалификации открыты для начинающего психолога?

– Для начинающего психолога очень много возможностей для повышения квалификации. В Москве существует большое количество различных курсов, школ и тренингов для психологов. Кстати, существуют они и в Высшей школе психологии. Но прежде чем идти учиться, желательно четко определить направление. В противном случае можно до бесконечности получать различные свидетельства и сертификаты, но толку не будет, а время и деньги будут потрачены зря. Необходимо добавить, что повышение квалификации желательно совмещать с работой, тогда обучение происходит гораздо эффективнее.

Каковы перспективы открыть свое дело?

– Здесь возможны несколько вариантов. Психолог может совмещать работу в какой-либо организации (школа, центр социально-психологической помощи, телефон доверия и т.д.) и одновременно заниматься частной практикой. Работа в организации помогает ему набраться опыта, а также завоевать авторитет и, как следствие, найти клиентов.

Можно открыть психологический центр. Некоторые из наших выпускников пошли этим путем. Но во всех случаях эти центры открывались при поддержке муниципальных властей. Я не знаю ни одного психологического центра, который бы целиком существовал только за счет своих клиентов. Исключение составляют обучающие центры, которые проводят обучение по различным программам. Я не имею в виду многочисленные псевдопсихологические центры, которые используют психологию в качестве рекламы. Например, можно увидеть такие объявления, как «Предлагаю: снятие порчи, сглаза, психологическую коррекцию, психоанализ». Все в одном, путаница полная. И многие доверяют подобным объявлениям. К сожалению, часто под психологией понимают то, что не имеет к ней никакого отношения.

Мечтаешь стать психологом? Считаешь, нет науки увлекательней? Думаешь, такая работа для тебя? 
Тогда все получится!

О Высшей школе психологии можно прочитать здесь


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.