Д Е В И Ч Н И К |
твой бизнес Патент, Можно изобретать всю жизнь и прослыть чудаком. Но если изобретение оформлено по всем правилам и на него получен патент - свидетельство, документ, признающий ваше изобретение и закрепляющий ваши права на его использование, то в этом случае вы становитесь всеми признанным изобретателем. Теперь вы можете использовать свое чудачество, открытие или усовершенствование, извлекать из него прибыль, можете разрешать другим лицам пользоваться им или вовсе проститься со своим изобретением, продав его со всеми потрохами. В средние века в странах Западной Европы патент давал право занимать должности и титулы (звание пэра, графский титул). Патентом назывался также документ, дающий право заниматься каким-либо промыслом. Оформить патент в России было непростым делом, судя по статистике. Патент в России назывался привилегией. Так вот в XIX веке более пятидесяти изобретателей обратились в государственные ведомства за соответствующими привилегиями только на использование паромобиля. Но большинство из них получили отказ. Из-за подобного отказа не задалась судьба "быстроката" Каземира Янкевича (1830) и не была реализована идея устройства сети мощеных дорог по всей России Василия Гурьева (1835). Однако попадались и счастливчики, которым удавалось-таки получить привилегию на свое изобретение. Среди них оказался Д. А. Загряжский (р. в 1807 - умер после 1860), предложивший экипаж "с неподвижными колеями" (то есть "гусеницами", говоря современным языком) (1837). К сожалению, из-за отсутствия средств Д. А. Загряжский не смог реализовать свое изобретение, и через два года его привилегия была аннулирована. Ю. А. Долматовский в книге "Автомобиль за 100 лет" (Москва, "Знание", 1986) рассказал об американском изобретателе Джордже Селдене (1846 - 1932). Его самоходный экипаж также никто не видел в действии, как и экипаж Д. А. Загряжского, но будучи человеком, хорошо знакомым с законами, нотариусом, чиновником, он в 1879 году подал патентную заявку на устройство автомобиля и смог так составить документы, что любой экипаж с бензиновым двигателем мог быть признан его изобретением. Получив патент, он сразу начал торговать им, а если возникала необходимость, то и судиться с "несогласными". Правда, в конце концов, по решению суда ему все же пришлось построить повозку по своему проекту (и проиграть спор!), которую впрочем поджидал счастливый случай - она попала в музей Института Стивенса в США. Поистине! Кому-то везет, а кому-то нет. Бывает и так, что везенье оказывается полосатым. 23 июля 1888 года Д. Б. Данлоп запатентовал свое изобретение - шину для колеса. Вначале все складывалось как нельзя лучше. Любящий отец, Д. Б. Данлоп с помощью поливочного шланга, материала для медицинских фартуков и резинового клея придумал для трехколесного велосипеда своего сына шину, прикрепленную к ободу колеса. Изобретение понравилось не только сыну и самому изобретателю, оно стало приносить доход, у патента появились покупатели. И вдруг оказалось, что подобная шина была изобретена раньше, в 1845 году, Р. В. Томсоном, но в то время изобретение не имело успеха, а сам мастер умер, не дождавшись плодов своего труда. Так или иначе, но постепенно сложилось патентное право, согласно которому, если хочешь иметь законный бизнес - или сам придумывай и подавай заявку на выдачу патента, или покупай патент (лицензию) на право использовать чужие мысли. Основой патентного права являются Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 и законодательные акты республик в составе Российской Федерации. Эти документы регулируют имущественные и неимущественные отношения, возникающие при создании, использовании и в связи с правовой охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство, на промышленный образец - в течение десяти лет, свидетельство на полезную модель - в течение пяти лет. Право авторства охраняется бессрочно. |
|