2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

открытия

Колесо и его обувка

Начало без конца,

или откуда прикатилось колесо

 

    По-беличьи вертимся всю жизнь колесом, пытаясь "изобрести колеса", изобрести что-то такое, что круто изменило бы нашу жизнь в лучшую сторону, облегчило бы тяготы и все покатилось бы по гладкой дороге без тряски и спускоподъемов. Кто не мечтает повстречаться с колесом фортуны да поладить с ним, но не дай бог попасть под его ободок!

Вот так же идея о колесе будоражила многие поколения людей. Однако долгое время то, о чем мечталось в снах и на словах, никак не получалось в земной жизни. И если в сказках, мифах и легендах летали ковры-самолеты, неслись бабкиежкины ступы, а сапоги-скороходы в мгновение ока переносили человека в любое место, не считаясь с расстоянием, то на самом деле долгое время лишь только ноги, затем лошадь, еще позже лодка - вот все, что было в распоряжении мечтателей.

Величайшее изобретение человечества - колесо - осталось в истории без роду без племени. Нет имен даже претендентов на его изобретение. Загадка истории лишь чуть-чуть приоткрыла дверь в свою тайну: колесо известно с середины четвертого тысячелетия до нашей эры и связано с Месопотамией. В те далекие времена колесо представляло собой диск, насаженный на ось. Все древние колеса состояли из двух-трех сегментов, соединенных палками. Позднее, чтобы колесо стало легче, в его сегментах делали выемки или сооружали колесо из расположенных лучеобразно или крест-накрест брусьев. Постепенно, в начале II тысячелетия до нашей эры, зародились обод и спицы. Кельтские мастера в бронзовом веке научились применять подшипники для уменьшения трения между ступицей и осью. Затем гнутый обод колеса для самодвижащихся повозок был заменен металлическим и наконец шинами.

Колесо - изобретение фантастическое, подобное открытие - неосуществимая мечта любого бизнесмена. Патент на такое изобретение - поистине золотая жила. И где только не нашло применение колесо! Мельница, прялка, гончарный круг... перечислению нет конца, как нет ни начала, ни конца у колеса.

Родным стало не только само колесо, но и его имя, всюду вставляемое для красного словца: грудь колесом, ноги колесом, вставлять палки в колеса, пятое колесо в телеге, колесо жизни... И покатились на колесах по земным дорогам, по дорогам истории подводы, телеги, колесницы, велосипеды, экипажи, автомобили.

 

Обувка для колеса

Мода на обувку для автомобиля была самой практичной из всех остальных видов моды. В фаворе у покупателей всегда были такие далеко не романтические показатели, как износостойкость, экономичность и плавность хода. В этом направлении и осуществлялись всевозможные усовершенствования.

Почти в каждом номере автомобильных журналов начала века можно было встретить рекламу продукции фирмы "Dunlop". Джон Данлоп свою первую шину сделал из садового шланга, наполнив его водой, затем воздухом и наконец дополнив пневматическую шину вентилем для накачки воздуха.

Во Франции два кузена Барбье и Добрэ были владельцами резинового производства, выпускавшего мячики и козырьки для военных фуражек. Внук Барбье Эдуард Мишлен (1859-1940) придумал съемную резину и с братом Андре Мишленом (1853-1931) начал производить съемные шины.

Почти одновременно с братьями Мишлен шины для веломобилей изготавливали несколько фирм: итальянская "Пирелли", немецкая "Континенталь", американские "Гудрич", "Гудьир" и другие. В США изобретение шины связано с двумя именами: Эдвард Пеннингтон впервые применил шины типа "баллон", а Александр Уинтон первым начал обувать автомобили в пневматические шины.

Поскольку шина должна была предохранять камеру от проколов и поддерживать высокое давление, ее усовершенствование развивалось следующим путем: сначала у шины появилась внутренняя резиновая камера, окруженная резиновой покрышкой на парусиновой основе, затем появились съемные обода. Увеличивался ассортимент шин, менялся их профиль и рисунок протектора, совершенствовались шинные материалы. И уже шины начала 30-х годов очень напоминали современные.

В настоящее время существуют разные конструкции шин с диагональным и радиальным расположением корда в каркасе. Диагональная шина обладает большой массой и повышенным теплообразованием при работе. У радиальной шины, появившейся в 1946 году, больший срок службы, она меньше нагревается.

Шина может быть камерной, то есть состоящей из покрышки, камеры и ободной ленты - флена, и бескамерной - с герметизирующим слоем, уплотняющим резину. Первые бескамерные шины были выпущены в 1942 году в США фирмой Гурвич. Они легче, дольше служат, оказывают меньше сопротивления качению. Существуют и так называемые комбинированные шины. Особое место в истории автообувки заняли шины LXX фирмы Файерстоун (США), обеспечивающие устойчивость и плавность хода.

Для безопасного движения по обледенелым и заснеженным дорогам придумали шины с шипами противоскольжения. Их прообразами были стальные заклепки на беговой поверхности шины, изобретенные в 1905 году и прослужившие до окончания первой мировой войны. Шип состоит из сердечника и корпуса. Сердечник должен был выступать над поверхностью протектора на 1,5-2 миллиметра.

Существует и другой вид шин - бескаркасные. Эти шины изготавливают из однородной массы шпринцеванием или литьем под давлением.

Размер шины общего назначения обозначают двумя цифрами, первая указывает на ширину профиля, вторая - на ее посадочный диаметр (в миллиметрах или дюймах). В зависимости от отношения высоты профиля шины к ее ширине шины подразделяются на обычные, многопрофильные, арочные и пневмокаты. От рисунка протектора зависят условия эксплуатации шин: использовать ли шины на хорошей дороге, дороге с различным покрытием или в условиях бездорожья.

Фирма "Мишлен", энергично конкурировавшая с японской фирмой "Бриджстоун", всегда большое внимание уделяла всесезонным шинам. Однако отечественные автомобилисты должны помнить, насколько французская всесезонность может быть сравнима с российской, и использовать подобные шины до слабых морозов. Между тем второе поколение всесезонных шин "Мишлен Энерджи" были признаны и приняты на комплектацию многими известными фирмами. Среди них достаточно назвать "Фольксваген", "Опель", "Ситроен".

У современной шинной промышленности, кроме производства, есть и другой аспект - использование изношенных шин. Если шина разорвалась, расслоилась, стерся рисунок протектора, она еще может оказаться полезной благодаря своему содержанию: резине, текстильным и металлическим армирующим материалам. Изношенные шины могут быть использованы в качестве источника ценного полимерного сырья для шинной промышленности, использованные покрышки применяются в дорожном строительстве, производстве строительных и технических материалов, для укрепления берегов и дамб. Порошок резины повышает качество почвы, улучшает влагозадержание песчаных почв и влагопроницаемость глинистых. Круговорот в шинном производстве максимально должен быть направлен на охрану окружающей природы и максимальное использование сырья.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.