Д Е В И Ч Н И К |
бизнес Реформатор московской промышленности
Матвеева Людмила Константиновна, Какие стоят задачи? – Людмила Константиновна, чем занимается центр? – Когда мы говорим, что наша экономика нуждается в преобразованиях, мы в первую очередь имеем в виду преобразования в промышленности. Промышленность – это ведущий сектор экономики: 10 % населения Москвы работает в промышленности. Наш центр является официальным консультантом Правительства Москвы по вопросам формирования промышленной политики, по разработке комплексной программы промышленной деятельности. Несмотря на многочисленные дискуссии различных политических, общественных и деловых кругов, мнение большинства сводится к тому, что государство должно оказывать содействие промышленной деятельности в создании отечественной конкурентоспособной продукции и высокотехнологичного производственного потенциала предприятий, эффективной системы управления и инфраструктуры промышленности, в подготовке кадрового потенциала. Какими мерами? Целевыми программами, финансовой, правовой, информационной, ресурсной системами обеспечения, налоговыми ставками, размерами тарифов, нормативами, лицензированием, сертификацией, аттестацией. Помимо предложений по формированию промышленной политики в городе центр участвует в разработке информационно-аналитических систем в промышленности, занимается подготовкой законопроектов, является техническим исполнителем организации и проведения конкурсов инновационных, инвестиционных проектов. В столице не должно быть экологически грязных, техногенно опасных производств. В связи с этим не один год разрабатываются и реализуются программы перебазирования такого рода производства. При министерствах и раньше существовали подобные коллективы, отраслевые институты информационно-экономического профиля, с помощью которых можно было что-то подсчитать, что-то обосновать. Сейчас в городе принята третья комплексная программа промышленной деятельности. – На что она направлена? – Во-первых, на то, чтобы наша промышленность не уступала западным образцам, западным стандартам. Что это значит? Новый облик промышленности должен быть связан прежде всего с развитием высоких технологий, техническим перевооружением, экологизацией промышленной деятельности, ресурсосбережением. Если вы выпускаете конкурентоспособную, пользующуюся спросом продукцию и вам необходимо расширять масштабы ее производства, вы можете получить поддержку, которую предоставляет Правительство Москвы, выделяя средства из бюджета на реализацию промышленных проектов. При этом обязательным условием финансовой поддержки является долевое участие самого предприятия. Важно и другое направление наших разработок. В настоящее время разорваны связи науки с промышленностью. Если раньше существовали организационные структуры интеграции науки и производства (НПО, межотраслевые комплексы), то сегодня они утеряны. Стоит задача: создать организационно-хозяйственный механизм для того, чтобы все, что разработано наукой в интересах города, было внедрено на производстве. В наши обязанности входит определение приоритетов промышленной деятельности, решение проблем интеграции науки и производства, а также разработка механизмов поддержки проектов, отвечающих потребностям города. Работаем в основном с Департаментом науки и промышленности Правительства Москвы, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей, Московской торгово-промышленной палатой, Московской городской Думой. В этом году центру исполнилось 10 лет. Кто исполнитель? – В 2004 году Вы стали победительницей конкурса «Женщина – директор года». Не подскажете, как стать директором? – Центр я возглавляю уже 10 лет. А до этого работала преподавателем Плехановской академии, занималась прикладными, научными разработками, которые необходимо было реализовывать практически. Так что переход был естественным. – Сколько человек работает в центре? – Всего 40 человек. – Как бы Вы определили Ваш стиль руководства? – Больше авторитарный. Объясню, почему: для поддержания результативности и производственной дисциплины (я не имею в виду, что люди должны «от» и «до» сидеть на работе). Авторитарность необходима. – Насколько важную роль играют ваши личные симпатии в карьере сотрудников центра? – Конечно, я понимаю, что любовь начинается с первого взгляда, а чтобы она не заканчивалась, надо почаще смотреть в глаза друг другу. Но это не касается коллектива. В нашем коллективе такие «симпатии» могли бы создать неблагоприятную обстановку для работы. – Разве не улучшаются результаты работы, если отношения между руководителем и подчиненными комфортные, дружеские? – Наши сотрудники – выходцы из вузов или академических институтов. И самое главное для меня – их профессионализм. – Чем Вы руководствуетесь в сложных ситуациях? – Следую своей интуиции. Если сразу не нахожу четкого решения, предпочитаю выждать какой-то момент и затем, невзирая на невзгоды и неприятности, твердо двигаться своим путем. Жизненный опыт подсказывает, что со временем возникшие неприятности уходят сами собой. – Вы человек компромисса? При возникновении конфликта в коллективе вы стараетесь хотя бы временно притушить его или продолжаете настаивать на своем? – Компромисс может быть, но временным. Это как бы некоторое затишье, чтобы все стало на свои места. – То есть сразу не открываете своих карт? – Нет, конечно. Но, думаю, в таких случаях атмосфера в коллективе во многом зависит от того, насколько лидер пользуется авторитетом, насколько он профессионален. – Какой отдых Вы предпочитаете? – Я немножко преподаю. Это, конечно, не отдых в прямом смысле этого слова, но отличный способ поддерживать себя в тонусе. Мечтаю об активном отдыхе, отпуске, но пока не получается. Взгляд в будущее – Людмила Константиновна, какие отрасли наиболее перспективны для малого бизнеса? – Инновационная сфера стоит на первом месте. В первую очередь я говорю о тех маленьких коллективах, которые в свое время отпочковались от научно-исследовательских институтов или образовались позже. Эти малые фирмы, обладающие научным потенциалом, должны придать своим разработкам материально-технические формы. Один из вариантов решения – организация конкурсов для предоставления финансовой поддержки наиболее эффективным инновационным проектам, направленным на создание новой наукоемкой импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. – Прожекты должны стать реальными проектами? – Конечно, соединение научного потенциала с материально-технической производственной базой и продвижение на рынок – основная задача. До сих пор нет соответствующей инфраструктуры, отстает нормативно-правовая база. Есть и психологические барьеры, и прочие. Российский предприниматель не привык делиться доходом от реализации продукции с изобретателем. Безусловно, изменения к лучшему есть. В Москве принят Закон об инновационной деятельности. Все же неповоротливая нормативно-правовая база пока отстает от жизни. А только закон может установить долгосрочные правила игры для участников процесса. В Москве расположены около 1000 крупных и средних предприятий, а также около 15 тыс. малых предприятий, занимающихся промышленной деятельностью. Конечно, характер деятельности малых предприятий отличается. Они чаще открываются-закрываются, меняют вид своей деятельности. Наиболее устойчивой можно назвать деятельность малых предприятий легкой промышленности (трикотажного, швейного производств) и полиграфии. Эти отрасли остаются наиболее стабильными в настоящее время и перспективными на будущее благодаря своей гибкости. Они не нуждаются в больших объемах финансовых средств, площадях, не реагируют болезненно на текучесть кадров. Вообще наиболее перспективны те отрасли, продукция которых обеспечивает нам качество жизни. Один из факторов качества жизни – жилье, все, что связано с жилищем и его обустройством. Например, производство мебели на любой кошелек. Или другая сфера – туризм, напрямую касающаяся еще одного фактора качества жизни – здоровья. Что мы наблюдаем? Преобладание импорта. Не хватает отечественных оригинальных разработок, соответствующего производства и выпуска продукции опять же на любой кошелек. Эта сфера, безусловно, перспективна. Каждый день мы нуждаемся в пище, одежде, товарах народного потребления. Причем в последнее время изменился уровень спроса . Теперь мы уже больше внимания обращаем на качество продукции. Импорт блошиных рынков все меньше удовлетворяет наши желания. Высокое качество и доступные цены – это традиционные характеристики отечественной продукции. Если в начале перестройки спрос насыщался в основном за счет импорта – хотелось попробовать импортной колбаски, йогуртов, прочих продуктов, впервые появившихся на рынке, то теперь на первый план выходит продукция отечественного производства. Покупатель прежде всего обращает внимание, насколько продукты свежие, натуральные, есть ли в них консерванты и прочие добавки. Основные задачи крупных и средних предприятий промышленности актуальны и для малых предприятий – создание конкурентоспособного производства и конкурентоспособной продукции в условиях ограниченности средств и приоритетности решения проблем города. |
|