2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

любимое дело

Каждый читатель желает знать, что бы ему почитать. А каждый издатель мечтает о встрече с читателем. Но их встреча никогда бы не состоялась, если бы за дело не взялся агент, продавец, распространитель печати  – к сожалению, точного и емкого слова, обозначившего бы профессию людей, которых мы видим везде и всюду, почему-то нет до сих пор. Возможно, и вы тоже подумывали: «А не заняться бы мне продажей журналов?» Скорее всего, так оно и было, если вы любите читать, если вы – человек общительный, симпатичный, улыбчивый и не унывающий. Хотите узнать об одной из самых популярных сейчас профессий из первых рук? Считайте, что вам повезло. Моя собеседница  – Генеральный директор ОАО «Южное агентство печати» Светлана Анатольевна Барсукова

Выбор Светланы Барсуковой

«Я считаю, что если человек порядочный и умный, то он может освоить все, что угодно. Только нельзя ему мешать, излишне навязывать свои представления, это сковывает инициативу. Необходимо дать ему возможность самому принимать решения, оставлять за ним право выбора».

С. А. Барсукова

 

Как долго мне пришлось ждать нашей встречи!

У нас очень тяжелое время, и оно длится так давно, что мы уже почти что привыкли к такому интенсивному режиму работы.

– Светлана Анатольевна, как Вы оказались во главе такого большого хозяйства?

Случайно, абсолютно случайно. И ощущения, что я – хозяйка, не испытываю. Хозяйство тяжелое, с массой проблем, связанных с общегородскими. До меня компанию возглавлял мой очень хороший друг, с которым мы в свое время служили в воинской части. Он служил офицером, также как и мой муж, а я – вольнонаемной. Видимо, тогда он и почувствовал во мне, еще молодой женщине – выпускнице института, деловую хватку. Спустя много лет, когда у меня в работе возникла пауза – необходимо было выбирать новую сферу деятельности в конце 90-х годов, он пригласил меня сюда своим помощником. Затем я стала замом, коммерческим директором. Было очень тяжело, но справилась.

Что для Вас было главным при формировании команды?

Человеческие качества. Я считаю, что если человек порядочный и умный, то он может освоить все, что угодно. Только нельзя ему мешать, излишне навязывать свои представления, это сковывает инициативу. Необходимо дать ему возможность самому принимать решения, оставлять за ним право выбора. Вообще главным для руководителя является умение подобрать для каждого работника оптимальное место, на котором он чувствует себя комфортно. Иначе работник никогда не сможет раскрыться в полную силу, показать свои способности, проявить деловые качества и добиться наилучших результатов. Причем, как это ни странно, оказалось, что чем тяжелее ситуация, тем легче находить толковых, порядочных людей.

Какие качества необходимы продавцу периодики?

Коммуникабельность, чисто женская черта, необходима в первую очередь. Хозяйственная сметка необходима, как и в любом хозяйстве, тем более в таком обширном. Ничего необычного. Все правила давно сложились. Один хороший человек сказал, что если бы кто-то придумал в этой сфере деятельности что-нибудь новое, то наверняка стал бы миллионером. В сети распространения есть свои традиции, нормы. Что-либо новое, необычное придумать достаточно сложно. Нужно четко, планомерно выполнять свою работу, понимать цели и ставить их перед коллективом, знать, какие шаги нужно предпринять, чтобы сфера твоей деятельности стала еще более эффективной, и еще… необходимо чутье. Иногда мне говорят: «Зачем ты берешься за этот товар? Это же ерунда! Он не пойдет!» Но что-то подсказывает, что нужно пробовать. И действительно идет! А проходит какое-то время, и чувствуешь, что все, хватит, стоп. Что это? Интуиция? А может, обыкновенный анализ?

Наши киоски расположены в местах привычного «прохода» населения. Это означает, что «местный» человек проходит мимо киоска минимум дважды в день – на работу и с работы. Если новый товар привлек к себе внимание, возник легкий интерес – все, товар пойдет.

Секреты раскрываете?

– У всех в торговле правила одинаковые, как только киоскер почувствовал, что товар пользуется спросом, он его заказывает. Товар становиться ассортиментом, его продажи пошли вверх. Затем наступает пауза, как бы верхняя точка. Все о товаре знают, его посмотрели. Наступает период спроса. Товар спрашивают, им интересуются, товар работает. И начинается медленное ослабление интереса к товару. Так внимательный анализ помогает грамотно построить товарооборот, повысить рентабельность киосков.

– Современный покупатель всегда торопится, а киоски настолько «пестрят», перегружены СМИ! Как Вы считаете, люди нацелены на привычные издания и, подходя к длинному ряду газет и журналов, уже точно знают, что они хотят?

Нет, опыт показывает, что покупатель не знает, что он хочет. И чаще продажи зависят от таланта продавца. У нас работают замечательные женщины. Мало кому известно, насколько тяжелая работа киоскера. До открытия киоскер должен убрать 10- метровую территорию вокруг киоска и в снег, и в дождь. Грязь, окурки, бутылки, про остальное лучше не говорить. Киоскер убирает эту территорию также в середине и в конце рабочего дня. Учтите, что у нас работают в основном женщины, возраст которых давно пересек бальзаковский. Нашему самому старшему киоскеру 87 лет. И она грамотно распространяет прессу, прекрасно считает и сводит ревизию. У нее всегда все безукоризненно. Так вот эта баба Маша должна убрать 10 квадратных метров трижды в день, поднять и опустить ставни, разобрать тираж, собрать и сдать на склад поставщикам. Работа тяжелая и неблагодарная – зарплаты маленькие. Поэтому работают здесь люди по призванию.

Около шести утра киоскер получает прессу, иногда и раньше. Открывается киоск, пресса раскладывается. Только успевай поворачиваться. Требуются и общительность, и знания психологии. Энергичность и инициативность только приветствуются. В шесть с небольшим уже идет народ. До девяти–десяти – период самой активной работы. Если раньше не было недостатка в клубах по интересам, в библиотеках, то теперь их функции во многом перешли к киоскеру. У них обычно интересуются, что почитать, какую статью, книгу. Эту информацию мы стараемся получить у поставщиков заранее и донести до киоскеров вовремя. У нас есть маленькое издательство. Мы выпускаем небольшую газету для киоскеров, где предоставляем им необходимую на сегодня информацию – о товаре, его специфике, о конкурсах для киоскеров, проводимых газетами и журналами, поздравления с днем рождения и праздниками.

Работает ли у вас молодежь?

Конечно, работает и учится. Среди них есть и вечерники, и дневники. Мы спокойно относимся к их сессиям, с пониманием – к пересдаче хвостов и настроениям влюбленности.

Проводятся ли такие мероприятия, на которых вы встречаетесь с распространителями-конкурентами?

Мы участвуем в конкурсах, конференциях, тусовках, где обмениваемся опытом, рассказываем, кто что делает. По результатам таких конкурсов наши магазины, торгующие книжной продукцией, на очень хорошем счету, и мы этим гордимся.

Сколько наименований печатной продукции составляет ассортимент вашей сети?

– За год через нас проходит почти 600 изданий. Но все издания мы, к сожалению, брать не имеем возможности. Ежегодно количественная планка поднимается до 3 тысяч, часть изданий умирают, некоторые выживают. Стабильно баланс составляют около 2,5 тысячи изданий.

Новому изданию нетрудно потеряться в таком изобилии.

– Если издание интересное, стараемся помочь новичкам. Мы занимаемся продвижением новых изданий на информационном рынке и готовы предоставить издателям новейшие технологии продаж и рентабельные торговые точки.

Сколько точек насчитывает ваша сеть на сегодня?

Нет однозначного ответа на этот вопрос. В нашем агентстве 170 точек. Часть киосков мы имеем возможность сдать в аренду, но в них мы также управляем тиражами, поставляем им товар. Люди, работающие в таких киосках, регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, отчитываются в налоговой. Конечно, это дополнительные хлопоты, но их заработок получается немного больше, чем у работников в найме. Кадровый вопрос, теснейшим образом связанный с заработной платой, по-прежнему остается сложным. Традиционно дешевые отечественные газеты и журналы, а следовательно, и небольшие наценки не позволяют изменить положение вещей. Коммуналка растет не по дням, а по часам. Бензин дорожает в режиме нон-стоп. Увеличивается количество всевозможных согласований и требуемых разрешений. Вот пример: совсем недавно мы согласовывали ассортимент в СЭС, а сейчас мы должны получить сэс-паспорта киоска. Или другой пример: с 2004 года возникло новое требование – производится замер воздуха в киоске.

Чем же может отличаться воздух в киоске от воздуха за его пределами? Очень грустно. Если воздух испорчен в киоске, нельзя жить и за его пределами. Правильно я понимаю? Так мы договоримся до спецплаты «за воздух» в спальных районах.

Действительно, в магазинах, закрытых помещениях должна быть вентиляция и т.п. Но в киоске… Увеличилось и количество требуемых разрешительных подписей. Кроме СЭС и пожарников, художники, архитекторы, ОТП… Геоподоснова делается не только для солидных строений, но и под киоск, причем каждые пять лет и т.д. На преодоление всех разрешительных этапов требуются дополнительные время, деньги, силы.

Кем вы себя ощущаете больше: работниками СМИ или сферой торговли?

Наша сфера – двойственная. Да, мы занимаемся печатными изданиями, с одной стороны. С другой – принадлежим к торговцам. Хотя пресса – это не  арбузы и не шурма. Но на потребительском рынке мы прежде всего торговцы. Конечно, такое положение усложняет условия работы.

Кто контролирует работу киоскера, киосков?

Довольно часто я делаю это сама. Приезжаю, стою за спиной и наблюдаю за тем, что происходит. Вот подходит человек к киоску и говорит: «Здравствуйте!». «Здравствуйте», – отвечает киоскер, берет пачку изданий и протягивает покупателю. Вижу, что киоскер получает приличную сумму. Подхожу, спрашиваю, в чем дело. Оказывается это постоянный клиент – Петр Иванович, который уезжал на время, но просил откладывать все его любимые издания. И такие клиенты должны быть у каждого киоскера. Опытный киоскер умеет поговорить с покупателем на любую тему – о природе, погоде, выставках, но главное – держит в поле зрения интересы клиента и знает, что посоветовать прочитать на интересующую его тему.

Светлана Анатольевна, что мы читаем?

Ничего хорошего. Только что просматривала очередную подборку – в основном читаем все «про телевизор». Умные журналы, у нас было несколько замечательных академических изданий, не читаем. Очень меня радует, что еще читаем, хотя и гораздо в меньших объемах, «Науку и жизнь», «Древо познаний», «National Geography», «Я познаю мир». Бойко продаются также издания для несчастных бухгалтеров, работе которых сейчас не  позавидуешь. Стабильно пользуются спросом детские издания. Замечательно, что цены на  детские издания разные. Есть дешевые, выполненные на недорогой бумаге, и дорогие. Но желтизна, конечно, впереди планеты всей.

И все же, что мы предпочитаем из «легкой» категории? Гороскоп, анекдоты, эротику?

Свежие анекдоты идут неплохо. Сканворды предпочтительнее летом – для электричек. Женская аудитория по-прежнему больше всего читает о любви, мужчины чаще выбирают детективный жанр и нечто потустороннее или внеземное.

Нельзя ли подсмотреть, какая литература стоит в конце вашего списка?

Специальные издания: о горных лыжах, рыболовстве, охотничьих собаках, технике для бизнеса. Что очень жалко – о школе.

Если не секрет, какая литература стабильно занимает высокие места в рейтинге печатных изданий?

Есть такая. Это книга Фаины Раневской «Судьба-шлюха». Уже третий год она занимает высшие ступеньки.

Пауза. А что тут скажешь? Книга с таким нарицательным названием да еще такого автора в рекламе не нуждается. А остальным издателям как не потеряться без общительных, симпатичных, улыбчивых, не унывающих распространителей? Как не заблудиться в печатном изобилии читающей публике? Вся надежда на киоскера – его информированность, начитанность. Дифирамбов не хватит, чтобы оценить этот труд по призванию.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.