2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

современницы

Елена Лыкова и ее иконы

«В жизни важно не быть одиноким. Сейчас у меня много знакомых художников, мы общаемся, участвуем в выставках. Благодаря общению появляется больше уверенности в себе, в деле, которым занимаешься. И уже не возникает мысли, что твоя работа никому не нужна, что лучше все бросить».

«Когда пишешь лик, нельзя ни на что отвлекаться: ни на другие мысли, ни на телефонные звонки, ни на какие-либо житейские мелочи. Написание лика требует полного погружения. Особенно когда пишешь глаза».

Елена Лыкова

Лена, где Вы учились?

Я закончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.

В детстве не рисовала?

Рисовала. Занималась в изостудии. Но в художественный институт поступать побоялась. В нашей семье не было художников, у моей мамы, например, образование техническое. Обычно ведь как бывает? Если родители художники, то они помогают своему ребенку и профессионально, и в карьере: поддерживают его, проталкивают. То же самое и в любой другой профессии. По окончании института по специальности я не работала, какое-то время находилась в поиске, занималась, как все, торговлей. Но «для себя» рисовала и во время учебы, и после. Однажды мои рисунки увидел один человек и сказал, что мне обязательно нужно учиться.

И эти слова помогли Вам определиться?

Совсем нет. Я даже стала возражать. Считала, что высшее образование у меня уже есть, а учиться живописи профессионально мне уже поздно. Но он продолжал настаивать, убеждать. И подсказал такую идею – можно ведь учиться на курсах. Дай, говорит, мне слово, что будешь учиться. Ну, ладно, отвечаю, даю слово, а сама к своему обещанию отнеслась скептически. Потому что думала, что все это нереально.

И все же…

И все же после этого разговора вдруг начала искать какие-то курсы. В газетах, журналах – везде стала просматривать объявления. И однажды увидела в какой-то газете объявление о наборе на курсы иконописи. Сразу решила записаться.

А в каком возрасте впервые попала в церковь?

Впервые я пошла в церковь с подругой перед экзаменом в институте. Конечно, меня потрясли и убранство, и атмосфера. Стала часто заходить. А на третьем курсе покрестилась.

Так что это были за курсы?

– Вначале мне казалось, что все похоже на авантюру. У меня, в отличие от тех, кто пришел учиться вместе со мной, не было художественного образования, специальной подготовки. На курсах мы постигали основы иконописи и реставрации, росписи по дереву. В объявлении говорилось также о возможном трудоустройстве. В большей степени на это я и надеялась. Так и получилось, из всех учащихся выбрали двоих, меня в том числе. Преподаватели организовали мастерскую, в которой я и поработала немножко.

Затем ушла в свободное плавание, какое-то время получала небольшие заказы. Потом начался период сомнений, когда казалось, что никому не нужно то, что я делаю, тяжелый период. А если никому не нужно, то и мне не нужно. Решила искать более «серьезное» занятие. Устроилась на фирму по специальности. Но через три месяца испытательного срока меня уволили – такое практикуется на некоторых фирмах. Опять отправилась на поиски работы. И почти что нашла. «Почти». Потому что это было в августе 1998 года. Опять осталась не у дел. Денег не было. Я написала икону и понесла ее на вернисаж.

Какую икону?

– «Рождество Христово». И на вернисаже встретила человека, который заинтересовался моей иконой. Он заказал мне сразу несколько работ. Среди них праздники, Владимирскую с чудесами и другие. Очень поддержал меня. Сказал: «Буду Вам помогать, у Вас – талант». Слова эти были неожиданными для меня.

Скорее, долгожданными?

Нет, тогда думала, что занятие это временное, думала, перебьюсь как-нибудь, а потом, может, подвернется работа. Но все оказалось иначе. Когда пишешь икону, испытываешь особые чувства, занятие иконописью очень затягивает. Позже все тот же человек познакомил меня с художниками, появилась возможность участвовать в выставках.

В 2000 году я поступила на курсы при Строгановке. Но при сдаче экзаменов получила полупроходной бал. Нас было 7 человек на 6 мест. Я не поступила и не жалею. В жизни важно не быть одиноким. Сейчас у меня много знакомых художников, мы общаемся, участвуем в выставках. Благодаря общению появляется больше уверенности в себе, в деле, которым занимаешься. И уже не возникает мысли, что твоя работа никому не нужна, что лучше все бросить.

Елена, что для Вас ближе – писать лики или сюжетные иконы?

Мне с детства нравилось рисовать что-нибудь изящное, миниатюрное. А сейчас очень нравится писать на иконах жития святых. Вы не поверите, но перед тем, как встретить человека, который мне помог, я как раз реставрировала икону с 16 миниатюрами – «Праздники». Меня восхищала работа мастера, создавшего ее. И каково же было мое удивление, когда он заказал мне точно такую же икону. Конечно, очень волновалась, думала, ничего не получится. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Крупный лик пишешь по-другому.

Как по-другому?

– Когда пишешь лик, нельзя ни на что отвлекаться, ни на другие мысли, ни на телефонные звонки, ни на какие-либо житейские мелочи. Написание лика требует полного погружения. Особенно когда пишешь глаза.

Что является главным при написании иконы?

Главное это гармония.

Есть такие иконы, с которыми не можете расстаться?

– Вот моя икона, которую я не продаю, – «Иоанн Креститель». Почему? Объяснить не могу.

Какая из школ иконописи Вам ближе?

Огромное впечатление производят на меня многодельные иконы Ярославской школы иконописи, очень нравятся их оливковые тона.

Елена, а не могли бы Вы посвятить нас немножко в технологический процесс? С чего все начинатся? Где Вы достаете доски? Они какие-то особенные?

Некоторые доски я покупаю, чаще всего старые.

Из какого дерева?

– В основном, липовые. Очень хорошие доски из кипариса, но они дорогие. Хвойный запах смолы кипариса отпугивает жучков, такие доски живут дольше. Однако заказчики часто просят писать именно на старых досках они намоленные.

Иногда вырезаю ковчег – углубление в центре доски. Затем доска грунтуется. Грунт для иконы называется левкас – это смесь мела и клея в определенных пропорциях. Потом продумываю композицию, перевожу рисунок, процарапываю для нанесения золота, клею сусальное золото на морданный (?) лак. У каждого процесса своя технология. Живопись на иконе многослойная. Поочередно рисуются контуры, складки, лики. В какой последовательности каждый решает для себя.

– Вам приходилось писать иконы для храмов?

Для деревенского храма мне заказали праздничный ряд четыре иконы: «Рождество», «Сретенье», «Крещение», «Вознесение». Заказчик иконостаса родом из этой деревни, с его помощью восстанавливается храм. Еще я писала икону для восстанавливаемого в городе Тутаев (?) Ярославской области храма Благовещенья. На иконе в соответствии с заказом храм изображен в уже восстановленном виде. Город Тутаев, в прошлом Романов-Борисоглебск, – очень красивый город на Волге. Представляете, на одном берегу недалеко друг от друга расположены пять храмов, и на другом два.

– Если нет заказа, в работе наступает перерыв?

Ни в коем случае. Теперь в такие периоды появляются любимые работы. Так появился «Иоанн Богослов». Я долго не отваживалась написать эту икону, сомневалась в своих силах. Именно в один из «свободных» периодов она и была написана. Теперь находится в моей личной коллекции. Бывает и по-другому. Делаешь заказ, а уже обдумываешь и собираешь материал для новой темы. И наоборот, подготовленный материал и заказ могут совпасть.

– Сомнения в призвании быть художником отброшены?

Я и не мечтала быть художником. И когда меня впервые назвали художником, дл меня это было удивительным.

В таких случаях говорят: «Божий промысел!»

Да, сейчас даже думаю, что если и появится мысль все бросить, то ничего из этого не получится. Конечно, бывают периоды, когда взгрустнется, но тут же возникают идеи, заказы, и все встает на круги своя.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.