2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

современница

«Главное в стихах – это энергия преодоления,
которая передается людям и помогает им в тяжелые минуты.
Стихи рождаются, пишутся, публикуются, чтобы жить среди людей».

 

Поэт Ирина Алексеева

Бытует мнение, что счастливые стихов не пишут. Вы согласны с этим?

– В самые счастливые минуты человек наслаждается реальностью и ему не до стихов. Даже Пушкин после женитьбы на Натали не писал какое-то время. Но грусть-тоску нельзя назвать постоянной спутницей поэзии. Иногда стихи рождаются в минуты, например, любования природой, умиротворения – такие мгновения хочется остановить, и это удается с помощью стихов. Но чаще – стихи рождаются как отклик на страдания, наперекор отчаянью, они посылаются нам сверху, чтобы дать силы для преодоления. Главное в стихахэто энергия преодоления, которая передается людям и помогает им в тяжелые минуты.

Что для Вас является главным в жизни?

– Наверное, любовь. Любовь превыше всего. Когда я слышу, что самое главное – это творчество, я соглашаюсь, ведь оно – от любви. А когда говорят, что нет ничего выше дружбы, я не спорю. Но дружбаэто тоже любовь. Любовь к другому человеку приходит к нам от Бога, и она необъяснима, это тайна. Поэтому так высоко ее ценят люди.

И если мне Всевышний снова
Из мглы небес шепнет: «Живи!»,
Я снова жизнь приму как повод,
Случайный повод для любви.

– Стихи Вы пишете с детства?

– Нет. Лет в семь я попробовала что-то зарифмовать, но родные посмеялись над первым опытом, и охота писать стихи пропала.

– Кем были Ваши родители?

– Мама преподавала русский язык и литературу, как и ее мама – моя бабушка. Отец – кадровый офицер, участник Великой Отечественной.

Вот они, корни!

Да. В раннем детстве я плохо засыпала. А в то время книги приобретались, в основном, через подписку. Выходит Диккенс, том за томом, и бабушка, получая очередной том, читает мне его. Так ей удавалось совмещать два дела: и любимые книги перечитывать, и со мной сидеть. Идет Томас Манн. Она читает Томаса Манна. И когда я пошла в школу, вернее, когда стала «проходить» зарубежных писателей, меня не покидало чувство, что все это я уже знаю. Таким же образом мне посчастливилось познакомиться с русской литературой. Бабушка до моего семилетия успела прочитать мне всего Толстого. При этом не было скучно, я заслушивалась.

В одиннадцать лет я осознала себя как личность и поняла, как в мире много интересного. Было очень жаль что-то упустить, не успеть. Меня чрезвычайно увлекли ядерная физика, космология, астрофизика. Как устроен мир? Как устроено вещество? Что может быть более захватывающим? Это сейчас я понимаю, что главными были в ту пору для меня философские вопросы. Но тогда… я училась в 5 классе, мы жили в Кирове (сейчас – Вятка), и я бегала по всем магазинам, выискивала книги с ответами на эти вопросы. Поэтому после окончания школы поехала поступать сначала в Физтех ( не прошла), потом в Горьковский политех на ядерную физику. В Горьком мне объяснили, что на такую специальность девушек не принимают, как и позже в Ленинградском политехническом, где я выбрала «ядерные установки». Я разобиделась и пошла учиться в Ленинградский электротехнический (ЛЭТИ). Пока училась в Питере, посмотрела почти все театральные премьеры, ходила в Эрмитаж по абонементу и в Капеллу слушать орган… Питер для меня – это огромный «университет культуры». Увлечение поэзией было сильным, я много читала любимых поэтов: Пушкина, Ахматову, Цветаеву, Есенина, Блока, Гумилева, Левитанского, Самойлова, Городницкого …А однажды, как-то сразу, я вдруг почувствовала, что должна писать стихи. И ощущение было настолько ярким, даже странным, что запомнилось на всю жизнь.

Как это произошло?

– Просто так случилось. Быть может, я когда-то и смогу об этом написать, но пока не время… Это произошло в июле. Я ходила по Москве часа два под летним дождем, потом сидела на лавочке в метро и смотрела на поезда. И вдруг поняла, что стихи подступают к горлу. Тогда я взяла машинально из сумки блокнот, куда обычно заносила телефоны, и начала записывать свое первое стихотворение. Интересно, что хотя стихотворение и было первым, но получилось вполне профессиональным.

– Оно опубликовано?

Никогда не буду его публиковать. Просто иногда перечитываю. Так поймала меня поэзия в 38 лет. Тогда я еще не знала, что начался новый период моей жизни, период, когда вне поэзии невозможно уже было себя представить.

Многие барды исполняют песни на Ваши стихи. Как Вы стали заниматься авторской песней?

Все произошло само по себе. Вначале я писала много, иногда до шести стихотворений в день. За первый год я написала первую книгу стихов, которая, правда, до сих пор не издана, и издавать ее я не буду.

Очень личное?

Я считаю, что они не дотягивают до того уровня, когда стихи можно публиковать. Многие поэты, которых я знаю и которые опубликовали свои первые стихи, жалеют об этом. Строки эти останутся моим детям и внукам.

В Союз писателей я вступала с двумя книгами, сейчас у меня четыре поэтических сборника и одна книга – о Грушинском фестивале. Когда вышел мой второй сборник «Оставшиеся на перроне», раздался звонок в дверь. Открываю… На пороге стоит паренек лет 18. «Меня зовут Алеша Белов. Мне так понравились Ваши стихи, что я написал к ним музыку. В общем, приглашаю Вас на свой концерт». То, что парнишка из поколения моих сыновей написал песню на мои стихи, было для меня настоящим подарком. Постепенно стали появляться и другие песни на мои стихи. Среди них песни Александра Суханова, Алексея Карелина, Натальи Приезжевой, Александра Жукова, Марата Чижанова, Виктора Попова... Мне звонят из разных уголков страны и сообщают, что то там, то здесь появляются песни на мои стихи. И мне очень-очень приятно, что стихи мои кому-то нужны.

Авторскую песню я любила лет с двенадцати, когда впервые услышала «Перекаты» Городницкого и «Спокойно, дружище, спокойно» Визбора. И еще «Город» Юрия Кукина, и «Бригантину» ( я тогда считала ее народной песней). С этими песнями выросла. Они поддерживали меня в жизни. Песни страны «АП» удивительны уже тем, что не могут «мешать», в каком бы состоянии человек ни находился. Сравните с масскультурой. Когда у тебя на душе тяжело, когда у тебя дома горе, разве ты сможешь слушать попсу? Масскультура – это препровождение времени, когда тебе его некуда девать, или желание мозги отключить. Но есть очень многочисленный отряд (или вид) людей, у которых так устроены мозги, что им неохота их отключать. Если ты настроен на размышления, ты нуждаешься в жанре, который принято называть авторской песней. Потому что она помогает, вытягивает тебя из любой пропасти, заряжает жизненной энергией. Это песни-размышления, песни-разговоры. Я могла слушать их часами, они никогда не надоедают.

Однако на знаменитый Грушинский фестиваль попала только в 2000 году. Поехала с заданиемменя неожиданно послали на фестиваль от журнала «Юность», дали 7 полос и сказали: «Сделай репортаж, напиши интервью». Тогда я даже не подозревала, что могу писать прозой.

То, с чем я столкнулась, оказалось потрясающим. Приехала на своем стареньком авто, добралась до знаменитой «поляны», хожу и спрашиваю: «Вы откуда? Зачем сюда приехали?» – «Оттуда-то,отвечают,мы здесь душой отдыхаем». И вторые, и третьи, и четвертые. У всех один ответ: «Душой отдыхаем». Как сговорились. В тот момент мне почему-то подумалось: «Вот замечательно. И я здесь душой отдохну».

Человек часто ощущают свою обособленность в мире, чувствуют свое одиночество, даже в толпе. Но вот что странно. На Грушинском фестивале, вопреки стечению народа и в отличие от массовых праздников, одиночество отступает. Здесь ты можешь запросто подойти к любой палатке, познакомиться, поговорить, расспросить или попросить о чем-то. Если ты промочил ноги, тебе дадут теплые вещи, если голоден, тебя покормят, тебя примут. И что еще замечательно: там везде поют.

По возвращении я выполнила задание редакции. Материал понравился, и к юбилейному фестивалю председатель Грушинского клуба предложил написать книгу. Так появилась книга, которая мне очень дорога, потому что создавалась она большой любовью к тем, о ком написана. Наверное поэтому, когда появилась идея создания журнала об авторской песне и нужен был главный редактор, организаторы обратились ко мне. Сейчас готовим третий номер нашего журнала, который назвали «Люди и песни». Песня рождается в душе человека как отклик на все, что происходит в жизни творца песни, поэта, музыканта, человека, открытого миру.

«Песни приходят к людям,
Едут на поездах
Слетаются, колобродят,
Ищут места в сердцах.

Песни к людям приходят,
Врываются, как сквозняк,
И будничность переводят
В праздничный кавардак…»

Чем надеетесь поразить читателей?

Есть очень интересные материалы и авторы. Конечно, редакционные тайны не хочется раскрывать. Могу рассказать только в общих чертах. Роман Шипов, библиограф авторской песни, Визбора, архивист, написал яркий, полемический и одновременно забавный материал. Игорь Грызлов передал редакции очень интересный интернет-обзор.

Поэт – это профессия?

– Нет, я так не считаю. Но есть понятие «профессиональные стихи». Есть так называемый цеховой уровень. Например, нельзя допускать неправильные ударения, несогласованные во времени глаголы, не точно обозначенные слова и т.п. Мастерство не имеет границ, требует постоянной работы, профессионализм предполагает совершенствование бесконечное. Откуда берется мастерство? Никто не знает. Это таинство. Ведь невозможно силою воли заставить себя сочинить музыкальные строки. Поэт – это очень высокое звание. Например, я пишу стихи, но поэтом себя не называю, неудобно как-то. Пусть другие меня так называют.

– Что бы Вы пожелали читательницам «Девичника»?

Мне хотелось бы обратиться ко всем женщинам со словами: «Не давайте себе спуску! Никогда не думайте: «Мне уже ничего не надо, все прошло!» – или: «Как тяжело!». Не дай Бог даже мысли такие подпускать к себе. Надо говорить: «Я все могу. Я еще не все сделала в этом мире, мне еще многое предстоит. Ни при каких обстоятельствах нельзя себя жалеть! Только так можно преодолеть многое».

Последняя любовь

Последняя любовь бесправна и тиха,
Неписаны ее охранные законы,
И ей не суждено блаженство на века–
Ей не преодолеть сгорания каноны.

Последняя любовь безропотно чиста…
Не пиршества ей ждать – горька ее услада.
Так мало надо ей, и суть ее проста –
За краткость бытия она сама награда

Последняя любовь беспочвенно легка,
Ее не тяготит земное притяженье,
И стелят ей постель ветра и облака,
И счет ее – на дни, минуты и мгновенья.

Последняя любовь отчаянно тонка –
Прозрачнее стекла ее строений стены.
Она глядит на нас, и живы мы пока
Есть помыслы ее – беспечны и нетленны…


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.