Д Е В И Ч Н И К |
твой бизнес Татьяна Романюк. Напутствиетем, кто собрался открыть свое дело в мире моды «Когда открываешь свою фирму, думаешь, как все хорошо, все замечательно, почему бы не поработать и не заработать денег… Когда начинаешь дело, даже не представляешь того количества проблем, которые тебя поджидают. Все, что хочешь сделать, нужно упорно добиваться своим трудом. Стремитесь к мечте. И если вы идете по своему пути, если вы воспринимаете то, чем занимаетесь, как главное дело своей жизни, в трудный момент обязательно придет помощь, и все в итоге сложится». Татьяна Романюк Дизайнером я мечтала стать еще в детстве. Но после окончания школы у меня не приняли документы в Текстильном институте, потому что я принесла не очень хорошие работы. И тогда я пошла учиться в политехникум имени Моссовета на специальность «Модельер-конструктор». Конструкторско-технологическая база, которую нам давали, сразу ставила мозги на место. Поэтому в дальнейшем было проще и учиться, и работать: легко поступила в Московский технологический институт, окончила его с красным дипломом и будучи первой в списке распределения на работу могла выбрать знаменитое московское ателье № 42 на Кузнецком Мосту, ателье с хорошими традициями, сильной школой, в том числе и вышивки – практически все вышивальщицы Юдашкина вышли из этого ателье. Но в то время я случайно узнала, что в новостройках на Бабушкинской открывается новое ателье (кстати, Ирина Владимировна Крутикова делала коллекцию к его открытию) и устроилась туда художником. Красивую ленточку перерезали, коллекцию показали и распродали, и начались трудовые будни. Было очень интересно. Конечно, в советское время приходилось многое согласовывать, показывать, утверждать, многое было лимитировано. Первые 10 лет я проработала на сукне фабрике «Купавна» и крепдешине фабрики «Красная Роза». Ткани не было. На полном серьезе решался вопрос, кто из полученного отреза черного шелка будет делать «вечер». Сейчас, когда произошла революция и в тканях, и в технологиях, возможности огромные. Молодым трудно представить условия, в которых работали мы. Не было материальной поддержки, зарплата 100–120 рублей, несмотря на то, что заказчики записывались в очередь. Тогда мы выбрали тактику, которая нам очень помогла. Один раз в полгода мы делали коллекцию, а потом принимали по ней заказы. Через два года мы получили (вторые после Дома Зайцева) разряд «люкс», а следовательно, и право на 150-процентную надбавку к цене. Казалось бы, теперь все устоялось, пожинай плоды, закончилась бесконечная работа с 9 до 22–23 часов в две смены, можно почивать на лаврах. В ателье меня все устраивало, все наладилось. Но вдруг я заметила, что варюсь в собственном соку и меньше стала уделять внимания клиентам, творчеству. В такой ситуации легко можно увлечься деталями, фасончиками, утонуть в плане, который ты должен выдавать, чтобы зарабатывать деньги. В 1988 году открывался Дом моды на Новом Арбате, и меня пригласили туда на работу. Сомнения были. Но когда я приехала на Новый Арбат и увидела условия, которые были созданы, один демонстрационный зал, другой, отказаться не могла. Так, во второй раз я начала с нуля. Коллектив подобрали замечательный. Очень важно, когда рядом с тобой – мастера, ты понимаешь, что они лучше и тебе есть к чему стремиться. Работа была построена таким образом, что каждый занимался своим ассортиментом, поэтому разрушающей ревности не возникало. С одной стороны, работать в экспериментальном цехе, с манекенщицами, подиумом было очень интересно. С другой – мы должны были делать модели для продажи в магазине, который располагался на первом этаже. Но в результате царящей бюрократической системы в лице каких-то теток, переписывающих бумажки на разных этажах, модель доходила до клиентов в лучшем случае месяца через три, поэтому все твои идеи превращались в бессмыслицу. Потом наступила перестройка. Дом моды начал потихоньку разваливаться, а я стала задумываться над тем, что пора бы самой создавать дизайнерскую фирму. Теперь я ушла в никуда, и третий раз все начала с нуля. С 1994 года я стала работать самостоятельно. У меня появился так называемый спонсор – человек, который вроде бы помог мне начать свое дело, но по прошествии двух лет я вынуждена была с ним расстаться. Расставание было очень сложным, при этом пришлось еще взять на себя его долги. Когда открываешь свою фирму, думаешь, как все хорошо, все замечательно, почему бы не поработать и не заработать денег. Но в результате все наваливается на тебя, как в анекдоте, когда в Черемушках на месте деревни построили новые дома. И одну бабушку переселили из ее деревянного домика на пятый этаж пятиэтажки без лифта. А у нее была телушка, которую надо каждый день выгуливать. Вот бабульке и пришлось с телушкой на плечах ежедневно шагать по лестнице. Телочка растет, а бабка носит, телочка растет, а бабка носит… Втянулась! Так к чему это я? Когда начинаешь дело, даже не представляешь того количества проблем, которые тебя поджидают. В начале прошлого года мы отметили десятилетие фирмы. В основном, живем и выживаем на частных заказах. Конечно, в первую очередь я художник, но вынуждена работать директором, чтобы создать себе условия для работы художником. Вот так бывает в жизни. Потому что никто и никогда тебе на блюдечке с голубой каемочкой ничего не принесет. Большинство людей, желающих и дальше заниматься любимым делом, а не чем попало, вынуждены поступать так же, организовывать свое дело, осваивать профессии бухгалтера, продавца, администратора, работать днями и ночами, но, не находя поддержки в собственном государстве, существовать и выживать с большим трудом. Все, что хочешь сделать, нужно упорно добиваться своим трудом. Все эти надежды, что кто-то придет и тебе поможет, я прошла в первые два года. Бесплатных пряников не бывает. Помните, если кто-то когда-то захочет дать, то он же что-то и захочет забрать. Только вот что? Вопрос этот достаточно сложный. Как правило, забрать могут многое, и не только в материальном плане. Если говорить о моей сегодняшней фирме, то главным достижением я считаю наш коллектив. К счастью, так получилось, что в силу образования и практики работы в условиях советского производства я не понаслышке знаю все ступени и всю структуру производства. Грамотное построение цепочки модельер – конструктор – технолог – портной сложилось и работает. Много занимаемся ручной работой. Наших кружевниц-надомниц мы пригласили в свое время в биржи труда, обучили. Наш ассортимент – это шелковое белье, вечерние платья, купальники, корпоративная одежда. На самом деле что только не делаем! Стремимся к творчеству. Каждый год ставим перед собой новые задачи. Мы находимся в ситуации жесткой конкуренции и должны каждый год выдавать новые идеи, необязательно с точки зрения моделирования, но идеи эти должны задевать заказчиков, привлекать новых клиентов. Работать достаточно сложно. Государству на нас наплевать. И предоставлены мы сами себе. Отечественному производителю особых льгот нет. Индустрии моды до сих пор нет. Остается выживать, кто как сможет, создавать свой мир, свою среду, где и ты сохраняешься как творческая личность, и привлекаешь к себе людей – твоих единомышленников. Конечно, такие условия требуют много жертв, но это единственная возможность заниматься творчеством. Расскажу вам историю одной из недавних коллекций, точнее, поделюсь с вами впечатлениями и размышлениями, ей предшествующими. Однажды я увидела альбом с китайской графикой и сразу решила, что следующая коллекция будет на тему Востока. Не успела я опомниться, как мне позвонили и предложили поехать в Китай. То, что они сделали со страной за 15 лет, не увидев, невозможно себе представить. В том числе создали индустрию моды. Мы посетили несколько показов. Представьте только: колледж имеет свой стационарный подиум, студенческие коллекции высокотехнологичные, стильные, трудоемкие по шитью. Спонсором является выпускник, молодой парень, но уже владелец фабрики с оборотом в 50 млн долларов. Следующий показ проходил на фирме, выпускающей стеганую одежду. Опять все вызывает только восхищение: свой подиум, цвет, свет, музыка. Показ включал как «ширпотреб» фирмы, так и выходную стеганую одежду: свадебные платья, творческие фантазии. Руководство фирмы поддерживает инициативу, позволяет художникам творчески развиваться. Третий показ (оцените масштаб!) – стильную коллекцию показывали 40 манекенщиц. Четвертый показ – шелковая коллекция молодых дизайнеров, представивших от 10–12 вещей. Деньги на показ выделили фабрики, работающие с шелком. Модная цепочка, т.е. дизайнер – выставка – производство, взаимодействует и успешно. Я разговорилась с одной из молодых дизайнеров, окончившей в 1998 году институт. Сейчас у нее есть фабрика (1,5 тысячи человек), она занимается производством, муж – продажей. Нужно видеть современные города Китая, на каждой улице у них 3,4,5-этажные универмаги. Каждый этаж разделен на секции, каждая секция предоставлена определенному дизайнеру или фирме. В результате разнообразнейший ассортимент с точки зрения образности предстает перед покупателем: и навороченные молодежные вещи, и элегантные женские, любая цветовая гамма, любая ассортиментная группа. Таким образом, у дизайнера, решившегося открыть свое производство, нет никаких проблем с реализацией, количество возможных мест реализации огромное, на начальном этапе от 600 до… Ограничена реализация может быть только твоими же возможностями. Пока наши верха не поймут, что без государственной поддержки невозможно сдвинуться с места, отечественные производители не смогут развиваться, несмотря на весь свой потенциал. Что мы наблюдем вместо заинтересованной политики поддержки отечественно производителя? Создаются условия для свалки, начиная с бутиковых вещей, представленных по стоимости, вдвое превышающей стоимость таких же моделей в Париже, до низшего ширпотребного качества тех же китайских вещей, не идущих ни в какое сравнение с изделиями, производимыми ими для внутреннего рынка. Мы оказались в вилке: не можем конкурировать с Западом, потому что там – развитая индустрия моды, включающая, например, поддержку брендов, не можем конкурировать и с производителями Востока – по ценам. Самое главное, о чем мне хотелось бы сказать вступающим в трудовую жизнь молодым дизайнерам, имеет, если так можно выразиться, философский подтекст. Мне хотелось бы поговорить о природе таланта и о человеке, которому этот талант дан. Поэтому я обращаюсь не к тем, кто пришел в профессию, потому что она стала модной и престижной, не потому что человек хочет потусоваться и засветиться. Я обращаюсь к тем, кто пришел в профессию потому, что испытывает внутреннюю потребность творчества, ощущает в себе талант как данное свыше, кто без этой профессии просто не может жить. Надо понимать, что талант дается Богом, что все это свыше нам дается. Идеи носятся вокруг нас. Но только талантливые художники чувствуют эти идеи раньше других и обладают даром воплощать эти идеи. Очень важно, какому человеку дан талант. Нужно понимать, что талант очень легко отнимается. Я видела много людей, которые хорошо начинали, которым многое было дано, но которые в силу своих внутренних ошибок, личностного неправильного отношения к миру, людям, профессии быстро теряли, что имели. Мне очень хотелось бы, чтобы молодые люди обратили внимание на себя, свой внутренний мир. Профессия наша очень ответственная. Идеи, которые вы выдаете, идут, как по цепочке, к другим людям. Ответственность эту необходимо осознавать. Если вы любите профессию, нужно быть готовым отдавать ей все внутренние силы. Просто так ничего не дается, ничего не происходит случайно, все случается вовремя. Постоянно совершенствуйтесь в профессии. Часто молодым художникам недостает профессионализма. Модель – это не то, что вы нарисовали на эскизе. Вы, как режиссер, должны знать все, чтобы модель стала в итоге такой, какой вы ее задумали. От начала до конца вы должны уметь ее сделать сами. Не прекращайте учиться. Не останавливайтесь на месте. Через нашу фирму проходит сотни заказов. И все равно, каждый день мы учимся, потому что это новый заказ из новой ткани для нового заказчика. И все равно, каждый день мы совершаем ошибки и понимаем, что нужно было здесь на 0,5 см вправо, здесь лучше было бы сделать по-другому. Только через 10 лет работы я вообще могла сказать, что да, теперь я в этой профессии что-то умею. Вырабатывайте свой стиль. Сегодня, конечно, из-за своих внутренних ощущений я уже не смогу делать современную моду так, как вы, молодые. Это ваше время. У каждого дизайнера свое время. Условно говоря, В.Зайцев – замечательный художник, но его время – 70–80-е годы, и как бы он ни хотел, чувствовать молодежную моду так, как чувствуете ее вы, он не сможет. Мое время – 80–90-е годы. И для меня важно, что у меня сложился свой, узнаваемый стиль. Стремитесь к мечте. И если вы идете по своему пути, если вы воспринимаете то, чем занимаетесь, как главное дело своей жизни, в трудный момент обязательно придет помощь, и все в итоге сложится. И как бы тяжело не было, не нужно сомневаться. Иногда на кратком отрезке времени трудно правильно оценить ситуацию. Воспринимайте трудности как испытание, пройдя которое, вы взойдете на новую ступень, если верите в себя. |
|