Д Е В И Ч Н И К |
Новодевичий монастырь Отправляясь в казанский поход (1523 ), великий князь и государь всея Руси Василий III продиктовал дьяку Трифону Ильичу “духовную запись” к завещанию: “Да коли есми з божиею волею достал своей отчизны города Смоленска и земли смоленские и яз тогда обещал поставить на Москве, на посаде, Девичь монастырь, в нем храмы: во имя Пречистыя, да Происхождения честного креста и иные храмы, а которые храмы в этом монастыре поставити и яз тому велел написати запись дьяку…”Победа была одержана, и город Смоленск, захваченный в начале XV века Великим Княжеством Литовским, возвращен в состав русского государства. Великий князь и государь всея Руси Василий III сдержал слово и в 1524 году основал монастырь, ставший новым звеном в оборонительном кольце московских монастырей-сторожей, в состав которого входили Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский и Андрониев монастыри. Но то были мужские монастыри. Новый монастырь стал женским, а назвали его Новодевичьим, потому что вблизи, на Остоженке, с XIV века уже существовал девичий Алексеевский монастырь.Именно сюда, в Новодевичий монастырь, насильно и по доброй воле постригались в монахини дочери и жены государей российских, князей и бояр, а потому поступали крупные вклады в виде земельных угодий с крестьянами, денежных сумм и драгоценностей. Эти стены, ставшие пристанищем для многих русских цариц и царевен, княгинь и боярынь, а позже – дворян, мещанок, крестьянок и солдаток, видели немало слез. Здесь были монахинями княгиня Ульяна – жена Юрия, брата Ивана IV, вдова сына Ивана IV Елена, вдова царя Федора Иоанновича Ирина Годунова, царевна Софья и ее сестры. Под Смоленским собором погребены дочери царя Алексея Михайловича, дочь, сноха и невестка Ивана Грозного, несколько представительниц княжеского рода Воротынских. В монастыре некоторое время содержалась тридцатилетняя боярыня Ф. П. Морозова, а также жила первая жена Петра I Евдокия Лопухина, постриженная в монахини в суздальском Покровском монастыре и перенесшая заточение в Шлиссельбургской крепости, но затем по указу своего внука Петра II оказавшаяся в Новодевичьем монастыре.Известно, что с 1790 по 1866 год в монастыре находились 112 крестьянок, 59 солдаток, 8 дворянок и чиновниц. Среди них была помещица Екатерина Раевская, присланная в монастырь в 1 799 году “за наказание ею дворовых людей бесчеловечно, из которых двое умерли”. За содеянное помещице надлежало ежедневно класть пятьдесят поклонов в церкви.Монахини славились своими рукоделиями, особенно вышивальщицы. До наших дней чудом уцелела плащаница, изготовленная в дар смоленскому епископу Гурию. У нее поистине удивительная история. Плащаница была похищена в годы польско-литовской интервенции, затем попала в вильнюсский монастырь, после этого – в частные руки, наконец, потерялась вовсе. И все же была отыскана в тайнике и возвращена в свой отчий дом – Новодевичий монастырь. В 1702 году Петр I издал указ, в котором говорилось, что в девичьих монастырях “чтобы врата всегда были заперты и были бы у тех врат караульщики старые, а не молодые люди безотходно и мужского полу никого в монастырь никогда, ни во время святого пения, отнюдь не пущать”. С 1724 года в монастыре существовал приют для подкидышей, которых с детства приучали к труду, обучая плести кружева и прясть нитки. Позже, в 1875 году, здесь было открыто училище для сирот, “предназначаемых к должности нянюшек и домашних слуг”, существовавшее до 1917 года. Не раз монастырь переживал тяжелые моменты в своей истории. Ему удалось уцелеть во многом благодаря отваге монахинь. Так, во время нашествия Наполеона монахини не покинули своей обители и предотвратили взрыв собора и уничтожение монастырских построек. Сразу после ухода французов они смогли потушить зажженные фитили и залить водой порох, оставленные под собором, погасить свечи, прилепленные к деревянным постройкам, иконостасу и полу. Монастырь перестал быть местом заточения после 1866 года. В 1922 году монастырь закрыли, вместо монастыря открыли сначала Музей раскрепощения женщин, а потом Историко-бытовой и художественный музей “Новодевичий монастырь”. В настоящее время монастырь вновь стал действующим. Однако его двери открыты не только для верующих. Каждый, кто придет сюда прикоснуться к истории, испытывает волнение и чувство сопричастности к нравственным, духовным поискам и истокам этого заключенного в крепостные стены мира, хранящего многие традиции уходящего прошлого.
|
|