2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

приметы времени

Из истории проституции

«Любил обеды роскошные, пение, музыку, ласку,
Свежесть одежд, сладострастные бани и мягкое ложе».

(Гомер. «Одиссея»)

     Все имеет свою историю — и то, что нам нравится и чем мы гордимся, и то, что нам не нравится и осуждается. Курьезы истории и ее закономерности составляют тот исторический коктейль, в котором черное и белое то смешивается, то меняется местами. Так и человек, он как хамелеон, в нем проявляются и сильные и слабые стороны, он и противится, противостоит обстоятельствам, и подчиняется им, надеясь, что все уладится, или в отчаянии не надеясь ни на что. Порой простое и очевидное он вдруг не на пользу себе усложняет, когда, например, «с устатку» его «несет» попробовать, испить, раскрепоститься и расслабиться. А назавтра вчерашнее желание уже оказывается заблуждением, и он жалеет о содеянном и искренне кается.

По глупости, вследствие несчастного случая, обмана или из-за стремления к красивой жизни и желания как-то где-то заработать, смешанного с еще духовной незрелостью, а может быть, из-за модных сказок о свободной любви, прикрывающих игру гормонов, потребность физиологии «справить нужду» и неспособность испытывать сильное всепоглощающее чувство, наши юные красавицы, взрослея и попадая в дисгармонию кривых зеркал нашей жизни, превращаются в бабочек, предмет купли-продажи, средство делать деньги, становятся разменной монетой в чьем-то бизнесе.

Проституция существовала всегда. Латинское слово «ргоstаге» — означает продаваться публично, от него и произошло слово проститутка, или «продажная девка». Первым «организатором» такого рода бизнеса считается Солон (между 640—635 — около 559 г. до н. э.), покупавший и продававший проституток в общее пользование. В законах Солона впервые появился налог на проституцию. Кстати, по этим же законам жена, изменившая мужу, могла быть им убита. Он же учредил государственные бордели, приобрел для оных рабынь, которые стояли нагими у входа.

Овидий в «Любовных элегиях» писал:
«Шлюха готова с любым спознаться за сходные деньги...
Лучше в пример для себя неразумных возьмите животных.
Стыдно, что нравы у них выше, чем нравы людей.
Платы не ждет ни корова с быка, ни с коня кобылица,
И не за плату берет ярку влюбленный баран.
Рада лишь женщина взять боевую с мужчины добычу,
За ночь платят лишь ей, можно ее лишь купить».

Во времена египетских фараонов проституток называли «hump». Их набирали из музыкантш и танцовщиц. В увеселительных заведениях они должны были удерживать мужчин пением, танцами и прелестями.

Античные бордели располагались на окраине города, в пустынных и отдаленных местах, у рынка, гавани. Гетеры (высшая категория в проституции) жили в домах свиданий. Фрина из Афин считается одной из самых известных гетер древности. Известно, что она дожила до старости и за свой счет восстановила стены вокруг Фив, разрушенные Александром.

Римское право ввело различия для разных категорий женщин, живших вне брака с мужчинами. К низшей категории отнесены были проститутки, которые отдавались публично или тайно разным мужчинам. Наложница — возлюбленная женатого мужчины — занимала более «почетное» положение. Конкубинатка, живущая с неженатым мужчиной без юридического оформления, почиталась наравне с женой. Римская проститутка Флора завещала все свое состояние народу. Ей был посвящен праздник цветов, продолжавшийся с 28 апреля до 1 мая. В это время проститутки должны были танцевать перед всеми раздетыми.

В средние века ряды проституток пополнялись торговцами людьми. Но не только. И. Блох в книге «История проституции» писал, что в Германии молодых женщин с их согласия помещали в бордель за долги мужа или родителей. Средневековые бордели находились в ведении государства, города или владетельного князя. Духовным лицам и женатым мужчинам запрещалось посещать бордели. Проституток, провинившихся за сводничество, наказывали клеймением, отрезанием носа, ушей, рук, ног и даже казнили. А для раскаявшихся проституток устраивали специальные заведения или помещали их в монастыри. Римский папа Иннокентий III в 1198 году объявил мужчинам, вступившим в брак с проституткой, полное отпущение грехов. Но чаще проституткам была заказана обратная дорога. Даже если какой-то особе и удавалось выйти замуж, она не могла знаться с «честными» женщинами.

Бордели располагались на специально отведенных для них улицах и имели отличительные эмблемы и приметы: пеструю решетку на окнах, изображения цветов и животных на стенах или на двери, фонарь над дверью. Проститутка также носила отличительные знаки. Проституткой не могла стать беременная, больная, замужняя или слишком юная особа.

Появившийся в Европе в конце XV века сифилис стал ударом для общества. Публичные дома превратились в очаги эпидемии.

К особой категории проституток во все времена относились «солдатские девки». В своей работе «Проституция» (1912—1913) Фукс писал, что в войске Карла Смелого было «около четырех тысяч публичных женщин». Эти женщины не только занимались «обслуживанием», но и заботились о пропитании солдат, ухаживали за ранеными.

С XVIII века проституток регистрировали, заносили в списки и устанавливали за ними полицейско-врачебный надзор. Если проститутка выходила за пределы дома терпимости, на нее устраивали облаву.

В российском официальном документе начала XVIII века говорилось: «О всех подозрительных домах... подавать изветы или явки... дабы все таковые мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были ниспровергнуты». Императрица Елизавета Петровна приказывала «сыскивать и ловить» «кроющихся непотребных жен и девок, как иноземок, так и русских». Павел I указом 1800 года повелевал «развратных женщин, какие есть и оказываться будут в обеих столицах, отсылать прямо на Иркутские фабрики».

М. Кузнецов в «Истории проституции в России» (1871) рассказывал, какими путями женщины становились проститутками. «Женщины, лишенные семьи, крова и всякой возможности к пропитанию... Женщины, обманутые своими любовниками... предаются проституции... Значительная часть женщин делает первый шаг к пороку под влиянием сводней... Явившиеся в еще незнакомые им столицы искать работы неопытные женщины доверчиво отдаются сводням, которые... отыскивают им квартиры, работу и потом... продают…».

В XIX веке отличия в костюме проституток были отменены, но их выдавали особая манера держаться, вызывающие жесты, откровенные взгляды. В газетах можно было прочитать брачные объявления об опытных в делах любви и согласных на все. Появилась новая категория проституток — гостиничная.

М. Кузнецов перечислил адреса публичных домов. «В Петербурге... на Сенной площади, дома Дероберти, Лермонтова, Вяземского, всем известный «Малинник», переполненный домами терпимости; Щербаков переулок, параллельный Невскому... в Москве — Дербеновка, Драчевка, Соболев, Пильников и Колосов переулки, в Воронеже —Ямская, Острожный бугор, Щемиловка...»

Профессор Н. М. Щапов в книге «Я верил в Россию. Семейная история и воспоминания» (Издательство объединения «Мосгорахив», 1998) пишет, что в Москве был специальный квартал с публичными домами — «бардаками». Это улица Драчевка (теперь Трубная) и прилегающие переулки между ней и Сретенкой... «Здесь в домах над многими подъездами вечером зажигались висячие, на желтых прутьях керосиновые фонари, большинство — восьмиугольные... Дома были на разные цены: от полтинника... до 5 рублей за «визит»; за ночь, кажется, вдвое дороже».

О «свидании» с проституткой профессор Н. М. Щапов рассказывает так:
«Откуда-то я узнал, что на Сретенском бульваре есть француженка мадам Люсьен. Можно к ней зайти и иметь свидание... Приходишь; тебя прислуга провожает в изящную комнату. К тебе является девица. Можно с ней поговорить. Потом она исчезает, а является сама мадам... Спрашивает, нравится ли мадемуазель. Если нет, присылает другую, если да — берет 10 рублей и присылает первую. Рядом с комнатой другая — с постелью и все».

Проституция благополучно добралась из каменного века в третье тысячелетие. Но перестала быть в России профессией, так как существует вне закона.

Технологии современной проституции также претерпели изменения. Широкий спектр «секс-услуг» соседствует с шантажом, клофелином, скрытой камерой и прочими атрибутами уголовных интересов. Но суть остается все та же: «деньги — тело — деньги». Идет бойкая торговля (бизнес есть бизнес) девочками-товаром, которые теряют здоровье, становятся бесплодными, спиваются, торговля товаром вне закона, без сертификата, с уголовным напылением, товаром, провоцирующим рост социальных, психологических и медицинских проблем.

Рисунок Натальи Скалкиной.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.