2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

авторская песня

«Редкая птица»

Сегодня меня радушно пригласили в гости на чашку чая с брусничным вареньем Лиля и Володя Муромцевы. Если ты увлекаешься авторской песней, наверняка хорошо их знаешь. Их дуэт, основавший ансамбль «Редкая птица», существует больше 10 лет. Если еще не слышала, обязательно познакомься. И поучаствуй в нашей беседе. Даю слово: твое письмо передам музыкантам.

Разминка

Девичник: Пишут ли вам поклонники?

Лиля: Время от времени из разных географических точек мы получаем по электронной почте свидетельства о том, что нас слушают, хотят выучить наши песни, благодарят, пишут, что мы нужны.

Девичник: Вы называете себя бардами?

Лиля: Словосочетание «бардовская песня» пришло к нам с Запада. Барды есть в Германии, Франции. Этот жанр вообще существовал везде и во всех культурах. Правда, называли его везде по-разному. На Востоке акыны, ашуги– тоже барды. Это люди, которые профессионально не учились музыке, но играют на инструментах, поют и таким образом выражают свои чувства. Ясчитаю себя музыкантом, который работает в жанре песни, точнее авторской песни. Мне в этом жанре уютно и интересно.

Уличные музыканты

Девичник: Вам приходилось выступать в качестве уличных музыкантов?

Лиля: Да, мы выступали на Арбате, играли в переходе, в метро. Ощущения не очень приятные, все время ждешь, что вот-вот придет милиционер и сгонит тебя.

Девичник: Интересно, в конце концов он появился?

Лиля: Конечно. К неприятным моментам относятся сквозняки и то, что голосом приходится пробивать шумы – улицы, подземного перехода. Чтобы достойно выступать в такой обстановке, нужно все время быть как бы «над» неприятностями. А чтобы заработать, достаточно иметь три–четыре «выигрышные» вещи, на которые народ останавливается, и постоянно их «кольцевать». Разве такое выступление можно назвать творчеством?

Девичник: Как публика относилась к вам, уличным музыкантам?

Лиля: По-разному. Кто-то останавливался, задерживался, слушал, но таких мало. Кто-то говорил: «Ну и придурки, делать им нечего». Кто-то удивлялся: «Ой, «Редкая птица», а что вы тут делаете? Вы же можете выступать на нормальных сценах».

Девичник: Какие цели вы преследовали?

Лиля: Пошли за новыми впечатлениями и за тем, чтобы лучше понять, что нужно людям, как зацепить их внимание. Таким образом мы хотели проверить новый репертуар. Идея принадлежала нашему руководителю и моему мужу Владимиру Муромцеву. Сама я бы не отважилась на такое никогда в жизни.

Девичник: Иногда музыканты выходят на уличные заработки, если ситуация вынуждает – заработать для себя или в благородных целях – заработать для друзей. Есть музыканты среди ваших знакомых, для которых работа на улице – занятие постоянное, а не временное?

Лиля: Мои знакомые уличные музыканты работают в жанре народной песни.

Девичник: У них безвыходная ситуация или это призвание?

Лиля: Они работали как уличные музыканты в Германии. У нас это не востребовано.

Девичник: То есть работа на улице для музыканта – способ заработать средства на существование, а не способ самовыражения?

Лиля: Самовыражаться стремятся те, кто еще не является профессионалом, потому что профессионал должен зарабатывать благодаря своей профессии деньги.

Как стать музыкантом?

Девичник: Кто Вас привел в музыкальную школу?

Лиля: Моя бабушка была музыкально очень одаренным человеком. Она всегда пела дома, в компании, церкви, участвовала в концертах, хотя не была профессиональной певицей. Сама научилась играть на пианино. В четыре года мне купили пианино «Ласточка», а играла сначала на нем бабушка. В шесть лет отдали в музыкальную школу. Восемь лет музыкальной школы, затем – музыкальное училище, консерватория. В музучилище я поступила на отделение «Дирижер-хоровик» – меня очень интересовало пение.

Девичник: Авторская песня – единственное ваше занятие?

Лиля: Нет, я занимаюсь также педагогической деятельностью, преподаю музыку.

Девичник: Вы прошли все ступени музыкального образовании, и мне очень интересно Ваше мнение: что лучше для ребенка – музыкальная школа или частные занятия с педагогом? Ведь как часто бывает? Отучился и к инструменту ни ногой?

Понятно, что для педагога больше плюсов в частных занятиях – это большая творческая свобода, возможность опробовать свою авторскую методику, не говоря о заработке, а для ученика?

Лиля: Индивидуальные занятия гораздо полезнее для ребенка. Домашнее музицирование включает такой спектр, какой не по силам музыкальной школе, построенной на потоке. Очень важно, что на протяжении многих лет с ребенком занимается один педагог. Обучению помогает взаимная симпатия между учеником и педагогом. Ученики обращаются ко мне по имени. А самый главный результат для меня в том, чтобы мой ученик по жизни не закрывал крышку пианино вообще. Пока это удается.

Девичник: Вы требовательны к качеству инструмента ученика?

Лиля: Конечно. Инструмент должен быть хорошим. Если ваш инструмент через неделю после настройки «спускает», то лучше его выбросить и купить новый. Если он держит строй в течение года – инструмент хороший.

Девичник: Как происходит обучение?

Лиля: По мере того как ребенок осваивает инструмент, мы определяемся, чему больше нужно уделять внимание – сочинению песенок, пению… Осваиваем другие инструменты – блок-флейту, губную гармонику, гитару. Изучаем сольфеджио, музлитературу, но не строго по расписанию. Обычно играем какую-то музыку, открываем толстую книжку и читаем, слушаем биографию, рассказ о творчестве и т.д.

Девичник: Каким по продолжительности должен быть, на Ваш взгляд, урок?

Лиля: Час-полтора два раза в неделю, иначе увеличивается нагрузка и заниматься становится сложнее. Главное, чтобы была любовь к инструменту.

Девичник: Где ученики и поклонники могут увидеть Ваше выступление?

Лиля: В арт-кафе «Гнездо глухаря», Политехническом, Доме журналиста, киноконцертном зале «Россия».

О полетах «Редкой птицы»

Девичник: Какая публика ходит на Ваши концерты?

‹В этот момент к беседе присоединяется Владимир›

Владимир: Публика была разной на разных этапах творчества.

Девичник: Этапы творчества разделялись на пятилетки?

Лиля: Они не зависели от дат, их определяли люди, которые у нас появлялись. В первый период (1997–1998) работали втроем, мы с Володей и скрипач. Скрипка, гитара, блок-флейта. В этом составе мы и начали выступать как «Редкая птица», а до этого выступали дуэтом. Репертуар разных этапов отличается. Сначала мы вдвоем с Володей пели Володины песни.

Владимир: И песни на стихи поэтов Серебряного века. Потом появился виолончелист. Нам хотелось больше экспрессии. Виолончель была одновременно и басом, и соло, и аккомпанементом. Аудитория второго периода тяготела к фолк-музыке. И приоритетной в этот период была музыка на грани акустического рока и фолка.

Лиля: Мы тогда выступали в кабачке – клубе, изысканном месте с удивительным антуражем.

Владимир: Простом и стильном и по колориту, и по публике. Люди приходили туда потусоваться и послушать современную акустическую музыку. Эта публика не тяготела к попсе, более того – отвергала ее, не увлекалась и тяжелым роком. Второй период закончился в 2000-м году. Вскоре у нас появился музыкант, который играл руками на барабанах.

Лиля: Маленькое отступление. Возникает интересная параллель между тем, сколько люди кушают и как слушают. В клуб люди чаще приходили послушать бардов, ну, и выпить чашечку кофе.

Третий период начался с приходом в группу джазового ударника. Ушел виолончелист, появился бас-гитарист.

Девичник: Не испугались джазовой конкуренции?

Лиля: А мы и не совались в джазовые тусовки. Мы остались в джаз-бард-роке.

Владимир: Я бы не говорил о джазе вообще.

Лиля: Почему? Мы же делали джаз-вещи.

Владимир: Тем не менее. У нас очень хороший скрипач, и мы всегда пели авторскую песню. Да, изменились цвет, звучание. Появились барабаны, и с ними началась другая история, другая музыка. Как бы перестроился организм. Куколка превратилась в бабочку благодаря не только новым инструментам, но и таланту музыканта. Настоящий ударник может так сыграть на стакане и чайнике! Через два года мы почувствовали, что нужен новый инструмент. И Лиля взяла в руки аккордеон. К этому времени мы снова остались втроем. Так начался четвертый период.

Девушка с аккордеоном

Девичник: Не могу представить пятый период, потому что девушка с аккордеоном – слишком здорово, это впечатляет.

Лиля: Просто мне повезло – пока нет девушки с аккордеоном.

Владимир: Девушки с аккордеонами есть, но никто не берет на себя такой нагрузки – быть постоянно на сцене. Есть девушки, которые сыграют и уйдут или играют, но не поют. Нет ни одного востребованного, популярного коллектива, в котором была бы девушка с аккордеоном.

Девичник: Какой у Вас аккордеон?

Лиля: Итальянский, «Амаретто». Мы долго его искали.

Девичник: А как нашли?

Владимир: Это целая история. На самом деле найти свою половинку, свой аккордеон не так-то просто. После долгих поисков вышли на мастера, поехали к нему.

Лиля Интересно, что, как только я взяла в руки инструмент, пошла с ним к зеркалу.

Девичник: Для женщины – вполне нормально.

Лиля: Муж говорит: «Надо музыку слушать, а ты – к зеркалу». «Звук будет, если в зеркале все нормально», – отвечаю. Главное – должна быть картинка, это важно для зрителя. А звук наверняка хороший, плохой инструмент мастер не предложит.

Девичник: Ну и как?

Лиля: Да сразу было понятно, что подходит.

Владимир: Нам нужен был красненький – так мы его представляли, но он оказался сереньким, перламутровым. Однако, как только его увидели, сомнения рассеялись, купили сразу и не жалеем – играет замечательно.

Лиля: Красненький мы в конце концов тоже купили. Но он быстро вышел из строя после ремонта – и снова нуждается в ремонте. Конечно, он ярче, но потяжелее, побольше, и звук у него погрубее.

Девичник: Первая любовь оказалась сильнее?

Владимир: Знаете, очень красиво, когда аккордеон вибрирует звук. Это придает звучанию гибкость, воздушность. Здесь такого добиться тяжело.

Девичник: Второго музыканта с аккордеоном не планируете пригласить?

Владимир: Нет, четверых музыкантов вполне достаточно. Даже такому небольшому по численности коллективу сложно оплатить гастроли, дорогу, проживание.

Два условия творчества: муза и оптимизм

Девичник: У вас есть любимая или программная песня, которую вы исполняете постоянно, из выступления в выступление?

Лиля: Программной нет, но есть долгоживущая «Колыбельная для ручного кота».

Ее любят и дети, и взрослые, и барды, уже восемь лет она живет сама по себе. Володя написал ее по моей просьбе. О чем просила? Придумать что-нибудь красивое, воздушное. Он сочинил первый куплет и спросил: «Ну как, пойдет?» Я говорю: «Да, давай дальше». Так, по моей просьбе, он написал еще несколько песен. Я передаю настроение, а он пишет.

Владимир: Иногда я делаю так. Есть какая-то мысль, идея, начинаю писать и проверяю на Лиле.

Лиля: Настроение ловит очень чутко. Однажды я исполняла Песни Володи на концерте. Подошла женщина и спрашивает: «Кто автор песен?» – «Вот он», – показываю. «Не может быть, – удивилась женщина, – чтобы мужчина мог так «женские» песни написать».

Девичник: Мужчина и поэт – категории разные. Вдохновение не имеет пола, оно парит и посещает как мужчин, так и женщин.

Лиля: И бывает крайне неприятно слышать, когда недалекий в развитии мужчина оценивает творчество женщины – поэта и говорит: «Какая милая бабская песня». Снисходительное отношение к авторам – женщинам не изжито до сих пор.

Девичник: Как вы относитесь к молодым исполнителем? Видите в них прежде всего конкурентов или стараетесь по-отечески поддержать?

Владимир: Ансамблей в авторской песне вообще немного, особенно долгожителей. Мы, наверное, единственный сейчас ансамбль, который по составу, характеру, содержанию соответствует авторской песне. Конечно, к нам обращаются ребята, которые еще только собирают свою группу и начинают выступать. Им интересно, почему мы состоялись, как нам это удалось.

Лиля: У нас большой опыт, и негативный в том числе. Хочется предостеречь их от ошибок. А в общем советы простые: не вешать нос, не унывать, иногда суметь остановиться, что-то пересмотреть и начать заново.

Адрес встречи: Грушинский фестиваль

Девичник: Как вы встретились?

Владимир: Как два незнакомых автора на Грушинском фестивале.

Лиля: Нас познакомил общий друг, тоже бард. На фестивале он познакомился сначала с каждым из нас, потом познакомил нас друг с другом.

Девичник: И оказался третьим лишним?

Владимир: Нет, он нам никогда не лишний. Тогда он пригласил меня на гастроли в город Саранск и говорит: «А еще хочу пригласить одну симпатичную девушку с гитарой, да ты ее должен помнить». И начинает ее описывать. Но я не помнил.

Девичник: Лукавите?

Владимир: Да нет, мало ли на прослушивании стоит девушек с гитарами. Тогда на прослушивание на первый тур приходило человек по пятьдесят. Сегодня такого сумасшедствия нет даже на Грушинском фестивале. Было невероятное количество желающих петь и сочинять.

Девичник: Коммерческие отношения на последних фестивалях не испортили взаимоотношения творческие?

Владимир: Жизнь участников осталась такой же вольной. Ничего не изменилось.

Лиля: Торговая поляна существует отдельно.

Владимир: В 80-е годы все торговали хаотично и бесплатно, кто чем и где хотел. Торговали поделками, сувенирами, кассетами. Со временем ввели плату за торговые места. Но участники ни за что не платят. Мне даже кажется, что это неправильно. Я приехал, встал лагерем. Воду питьевую привозят бесплатно, туалеты ставят – платить за коммуналку необходимо. Когда ты платишь от 2–3 тысяч рублей и больше за дорогу, то и за коммуналку 100 рублей заплатить можешь, а в целом для фестиваля эта сумма – деньги.

Семейные тайны

Девичник: Муромцев – псевдоним или фамилия? Как-то связана с муромскими лесами и разбойниками? Что вам известно о корнях?

Владимир: Это – наша фамилия. А вот корней, к сожалению, не знаю. Есть порыв докопаться, но слишком мало информации. Отец умер молодым, о его родне ничего не известно. Мама – из семьи староверов, живущих на Урале.

Лиля: Моя мама родилась в 1941 году в Белоруссии на оккупированной территории, бабушка была дочкой мельника, а в годы войны – партизанкой.

Девичник: Знать корни – очень важно, тогда мы лучше понимаем себя, нам легче прогнозировать свое будущее.

Лиля: Это так. Я смотрю на старые фотографии и вижу, как я похожа на бабушку внешне. Узнаю в себе и черты ее характера. Ее любовь к музыке, пению передалась и мне. Моя бабушка считала воспитание детей своим основным делом, была домохозяйкой.

Владимир: Полностью поддерживаю. Считаю, что если решил жениться, нужно вести семейную жизнь. Чайник, чашки, мебель – это быт по необходимости, но не семейная жизнь.

Девичник: Согласна с Вами. Всегда считала, что очаг и очи – однокоренные слова. И главное в семье – как светятся глаза супруги. А счастье хозяйки дома зависит от того, насколько она окружена вниманием мужа. Очаг – это атмосфера в доме.

Лиля: Очаг в прямом значении сейчас не существует. Времена, когда мужчина охотился, а женщина должна была следить, чтобы очаг не погас, давно ушли в прошлое. Сейчас плиту выключил и пошел на работу.

Девичник: Да и чем займется домохозяйка, когда дети станут взрослыми?

Лиля: Нужно суметь найти себе дело по душе и радоваться жизни, а не усложнять жизнь ни свои взрослым детям, ни себе.

Девичник: Одно из увлечений домохозяек – приусадебный участок. У вас есть фазенда?

Лиля: Скоро будет. Сейчас оформляем документы. Места очень красивые, в Ярославской области на реке Костроме. Уезжать туда каждую неделю на выходные, конечно, невозможно, а уехать надолго – замечательно: грибы, ягоды, свежий воздух… Сейчас там живет Володин брат, восстанавливает разрушенный мужской монастырь.

PS За окном сырость и холод. В такую погоду неторопливая беседа за чашкой чая с брусничным вареньем – самое подходящее занятие, а после чая мы рассматривали фотографии и читали стихи – поэта и музыканта, автора песен Владимира Муромцева.

Песок

Почему один уходит на Запад,
Другой идет на Восток?
У каждого –
Свои тараканы по этому поводу
И это не тот вопрос,
Над которым стоит ломать голову:
Вода, ветер, желудочный сок
Превращают в песок
Света любую сторону.

* * *

Одинокое дерево
Смотрится в небо.
Одинокое облако
Смотрится в озеро.
Между землей и небом
Поет жаворонок.

* * *

Жизнь моя блесной скользнула
В толщу утренней воды.
Видно, жду ее напрасно:
День к закату плавно клонит
Солнце – голову свою.

* * *

Ночью открою окно:
Соловей и свисток тепловоза.
В темноте не прицелишься…
 


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.