Д Е В И Ч Н И К |
любимые вещицы Подносы из Жостово Жостовские подносы — изделия сказочные, но создают их не волшебники, живущие в неведомых далях, заоблачных дворцах или тридевятом царстве, а искусные мастера из деревни Жостово Мытищинского района Московской области. Обычный домашний предмет, поднос становится сказочным благодаря виртуозно выполненным чарующим сюжетам и волшебным переливам цветов и оттенков искусной росписи. Красочные импровизации жостовских талантливых художников нравятся всем. Промысел возник под влиянием росписи по металлу на основе производства лаковых изделий из папье-маше. Еще в конце XVIII — начале XIX веков в деревнях Данилково (недалеко от Федоскино), Осташково и Жостово появились расписные изделия из папье-маше: шкатулки, табакерки, чайницы, портсигары, кошельки — всего не перечислишь. Промысел ведет свое начало из мастерских Вишняковых, В. А. Леонтьева, Е. Ф. Беляева, Ф. В. Шапкина и других. К середине XIX века работали 12 мастерских, продолжившие традиции ивановских ситцев, федоскинской миниатюры, деревенских росписчиков сундуков и прялок и создавшие свою школу росписи металлических подносов.
Прежде чем поднос становился диковинной картиной, коваль придавал ему форму (прямоугольную, круглую, «гитарную» или восьмиугольную) и передавал в руки шпаклевщика, который грунтовал поднос. После этого поднос оказывался у живописца. По покрытой лаком поверхности мягкой кистью масляными красками, разбавленными льняным маслом, «долгим» мазком писал живописец цветы, листья, ягоды. На черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом фоне фантазия художника создавала знаменитые жостовские букеты, цветочные гирлянды и венки, выразительные натюрморты, образы сказочных персонажей и, конечно, русской тройки. Старинная техника росписи сохраняется и сейчас. Сначала художник наносит силуэты цветов и листьев, собирая их в букеты, набрасывая «вальс цветов» на блестящей поверхности. Это называлось и называется «подмалевок». Затем прозрачными красками накладываются тени («тенежка»), а поверх теней — корпус («прокладка»), а сверху — блики («бликовка»). Только после этого вырисовывают детали («чертежка») и связывают букет с фоном тоненькими завитками из «усиков» и трав («привязка»). Вот теперь у букета появляется аромат, начинают светиться краски и мерцать фон, оживают цветы в ореоле из листьев. Но и это еще не все. Бортик подноса расписывают золотым орнаментом. Поднос покрывают тремя слоями светлого лака и натирают до зеркального блеска. Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года промысел включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. «Жостовская фабрика декоративной росписи» — так прозаично называется это место, где профессионализм и талант мастеров создают диво дивное — жостовский поднос, во все времена желанный подарок для каждой семьи. |
|