2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

приметы времени

Многообещающее слово «демократия» всегда привлекало людей. И прежде всего, идея демократии привлекала обещаниями предоставить личности – свободу, народу – право самому управлять государством. Слово это – демократия – происходит от греческих слов «demos» – «народ» и «kratos» – «власть». Кстати, из Греции пришло к нам и православие, и идея существования храмов – приютов для наших православных душ в минуты их печали и радости.

Куда летишь,
 наш паровоз, 
и где же остановка?

   Демократия означает форму общественной    власти государства, основанной на признании народа источником власти, признании его права участвовать в решении государственных дел в соответствии с предоставленными ему гражданскими правами и свободами. Президент А. Линкольн, например, греческому слову демократия (народовластие) дал такое определение: «Goverment of the people, by the people, for the people» (что означает: «Правление народа, избранного народом и для народа»).

При социализме добросовестные учителя рассказывали, что демократия – это явление историческое, развивающееся, неразрывно связанное с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой, что демократия была аполитичной и внеклассовой только при первобытнообщинном строе и будет таковой при коммунизме. В классовом же обществе демократия «как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса как сущность государства». Так и записано в Большой Советской Энциклопедии.

Старшее поколение жило при социалистической демократии, которая развивалась от пролетарской демократии к демократии общенародной, в то время как за «кордоном» процветала буржуазная демократия. А в 90-е годы из средств массовой информации, в основном из «ящика», как население ласково называет телевидение, услышали настойчиво повторяемые слова о необходимости построения опять-таки демократии, правда, без уточнения какой и для кого.

Истоки демократии

Впервые демократия как форма управления государством возникла в древнегреческих городах-государствах. Свободные граждане, собираясь на площади (она называлась агора), обсуждали возникающие вопросы и находили пути их решения. Такой вид демократии называется прямым. Прямая демократия существовала и на Руси, еще до княжеского правления. Народные собрания «были древним обыкновением в городах».

В стародавние времена на Руси приходили к согласию, открыто обсуждая возникающие проблемы. Этому способствовала традиционная семейно-общинная структура общества, которая характеризовалась стремлением к достижению согласия между его членами. Именно общественное мнение служило регулятором поведения индивида. Диктат хотя и приводил к быстрым решениям, но всегда нес в себе пороховое начало.

Недавняя история – непреходящая боль сердца

Процесс демократизации России невозможен без объективной оценки уроков прошлого, всего того, что произошло с нашей страной, со всеми нами за прошедшие годы. После войны 1945 года мир был разделен. Некоторые страны объединились вокруг одной супердержавы – Соединенных Штатов Америки. Вторую часть мира возглавила израненная, но все еще супердержава – Советский Союз. Страны, пытавшиеся сохранить нейтралитет, обрели название – страны Третьего мира. Ситуация казалась незыблемой, победа была завоевана огромными жертвами, понесенными каждой семьей. Никто из победителей не мог предвидеть взрыв, который произойдет через чуть больше, чем четыре десятилетия.

Но фатальный удар был нанесен. Нанесен так точно, что поверг страну в тяжелый экономический кризис, привел к обнищанию и растерянности большинства, расколам, переделам и разборкам. А все началось с самодискредитации коммунистической идеологии и политических уступок.

Новая идея живет среди нас?

Распад империи всегда приводил к обострению национальных конфликтов, переделу территориальных границ. Вакуум, образовавшийся после дискредитации «ленинизма», не заполненный новой идеей, восполнился растущим уровнем националистического, этнического насилия, терроризма, легализацией национально-освободительных войн.

Какая идея может завоевать умы и сердца в этой сложной ситуации, стать матушкой-спасительницей?

История прошла уроки монархизма, фашизма, либеральной демократии, социализма. Какие силы возьмут власть? Если крах фашизма привел к краху антидемократических правых сил, то крах коммунизма предполагал крах антидемократических левых сил, их перемещение в направлении центризма.

Самой привлекательной идеей для реконструкции идеологии, экономики и военной сферы стала идея демократии.

Демократия привлекает обещаниями равенства всех граждан, независимо от цвета кожи, пола, языка, религии, социального происхождения, имущественного и сословного положения и убеждений, предпосылками для самореализации, самовыражения человека, предоставляя каждому человеку возможность быть услышанным.

Слагаемыми успеха всякой идеи, претендующей на первенство и направленной на обеспечение благосостояния населения, социальной справедливости, внутреннего порядка, внешней безопасности и привлечение на свою сторону большинства, всегда являются определенные социально-экономические условия и необходимый уровень нравственных ценностей.

Есть и еще одно слагаемое успеха – демократические ценности должны быть соединены с историческими, культурными и социально-политическими традициями конкретно нашей страны.

Время переходное к чему?

Сейчас многие говорят: мы живем в трудное время. А какое, интересно, поколение в России жило в легкое время? Не оправдание это конечно. Наверное, точнее будет: живем в переходное время. Будем надеяться, не переходящее по нам и нашим детям, а преходящее в уверенность в завтрашнем дне, так и хочется сказать, в «светлое будущее». Только, если кашу маслом не испортишь, то человеку лучше не витать в облаках, а стоять покрепче на земле. Можно долго спорить, кто строит и кто разрушает Россию. Но все мы ее дети, и ее самочувствие зависит от всех нас вместе взятых.

А если ближе к делу, то вот что происходило и происходит в нашем дорогом Отечестве в переходный период: выработка новой конституции, новых законов; реформирующие процессы (государственного аппарата, службы безопасности, экономики и т.д.), приватизация предприятий госсектора, создание нового слоя общества – предпринимателей… Все это сопровождалось межнациональными, межэтническими конфликтами, растущим социально-экономическим неравенством, инфляцией, ростом внешнего долга, социальной напряженностью, терроризмом.

Авторитарная политическая коалиция (а проще говоря – люди у власти) то распадалась на группы, партии, движения, то объединялась. Изменчивая противоречивость происходящего в России переходного периода в двух плоскостях – изменение по вертикали политической власти и изменение по горизонтали гражданского общества – обычным образом ударила по точке пересечения этих координат – рабочему человеку.

Подсказки не существует

Шаблонной модели построения демократического государства не существует, каждая страна идет своим путем. Однако кое-что из опыта других следует учесть. Известно, например, что преобразующие процессы невозможно и не нужно форсировать и что творцы демократии – сами граждане. Причем решающим фактором строительства демократического государства всегда становится национальный фактор. Без формирования целей, без выработки нового мировоззрения, без видения положительных перспектив, часто идеализированных, без сохранения культуры и ее ценностей трудно выжить любому народу.

Кузнец без наковальни – творец?

Большую тревогу вызывает кризис российского общества. Появляется сомнение: а можем ли мы объединиться для выработки и реализации единой воли. Причины лежат на поверхности – социально-экономическое расслоение общества. Благодаря реформам с 1992 года по настоящее время в России сформировалась новая социальная структура – «новые русские», проживающие в основном в крупных промышленных центрах. Гораздо большую часть населения составляют обездоленные и близкие к обнищанию люди, их процент очевиден без статистики. Такое расслоение общества создает предпосылки для манипулирования общественным сознанием и дальнейшей конфронтации.

Характерные черты нашего общества – снижение рождаемости, увеличение общей смертности, а смертность, превышающая рождаемость, – это катастрофа для общества, и далеко не только демографическая.

К перечисленным чертам можно добавить аполитичность, прагматичность и нигилизм. Мы не верим никому и часто ни во что, а хочется верить. Так устроено наше сознание. Но нигилизм никогда не являлся помощником для выхода, он ведет к разрушению традиций, социальному разобщению.

И еще, нам хочется не выживать, а жить «как люди». Благополучие, обеспеченность, спокойствие – к этому стремиться не грех. Стремление характерно всем слоям общества: работникам властных структур, пенсионерам и студентам, врачам и учителям. И нужно ли спорить до хрипоты о том, затмили ли меркантильные интересы патриотические чувства большинства россиян, сохранилась ли в нас любовь к отеческим гробам, о которой писал А.  С.  Пушкин, подменяя «стремление к справедливости» «продажностью» и «потерей патриотических чувств».

Иные качества присущи гражданскому обществу в демократическом государстве

В условиях демократии народ является и ощущает себя гражданами своей страны. «При наилучшем виде государственного устройства гражданином оказывается тот, кто способен и желает подчиняться и властвовать, имея в виду жизнь, согласную с требованиями добродетели», – учит нас Аристотель.

Исторически получение гражданства в разных демократиях было ограничено по различным критериям: полу, классовой принадлежности, возрасту и т.д. Сейчас большая часть ограничений снята, например для участия в политической жизни остается только возрастной ценз.

Обычно демократия отождествляется с правлением большинства. Проблемы, возникающие при недовольстве меньшинства, предупреждаются предоставлением законных средств для выражения своих ценностей и интересов – партийных, территориальных, индивидуальных, существованием конституционных норм, предоставляющих меньшинству права и их защиту. Одна из форм такой защиты – деятельность ассоциаций и общественных движений.

Демократия основывается на минимуме принуждения и максимуме согласия. Ее неотъемлемые черты – сотрудничество и состязательность.

Стабильность демократии обеспечивается согласием общества, граждане которого признают, что только созидание, а не все разрушающая непримиримость может способствовать становлению сильного государства. Конфликты, разногласия должны не выходить из общепринятых границ и сочетаться с компромиссом.

Органы власти должны не только реагировать на групповые интересы, смягчать разногласия, выступать посредником при их разрешении, но и уметь иногда им противостоять. Для смягчения конфликтов необходимо, чтобы классовое (то есть социально-экономическое) неравенство было умеренным. Поэтому солидную часть бюджета демократического государства составляют расходы на образование, здравоохранение, жилищное строительство.

Чтобы власть народа стала реальностью, создается система, обеспечивающая участие граждан в управлении, во власти и контроле над ней. Именно на выборах гражданин может влиять на будущий политический и экономический курс, отдавая свой голос одному из конкурирующих кандидатов. Важно создать такую избирательную систему, при которой бы побеждали действительно представители большинства.

Существуют две основные формы правления в демократическом государстве: парламентская и президентская. Основное отличие двух форм правления состоит во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей.

Институт президентства – новое явление в истории России, а вот история парламентаризма имеет опыт: четыре Государственных думы. И только одна из них спокойно проработала весь срок – 5 лет. Это Третья Государственная дума, избранная в 1907 году непрямыми выборами (сначала выбирали выборщиков, затем они выбирали состав депутатов думы из своего состава).

Кроме демократической, система правления может быть авторитарной, диктаторской, абсолютистской, монархической, олигархической, плутократической и т. д.

Заповеди и возможности

Признак цивилизованного общества – соблюдение прав человека. Право – это законно признанное требование. Нарушение права – это действие, результатом которого является потеря права.

Самое раннее упоминание о правах и защите прав человека мы находим в Ветхом Завете. Это знаменитые десять заповедей, которые должен соблюдать человек.

Основные права человека: свобода печати и слова, вероисповедания, собраний, право на равную защиту перед законом, на соблюдение законности и справедливое судопроизводство, культурные, политические и экономические права.

Свобода! Как хочется свободы! Но все и все в этом мире связаны. И свобода тоже. У нее есть «подружка» – ответственность. Школьнику сразу станет скучно. Какое же можно получить удовлетворение, если съезжаешь с перил и думаешь о порванных штанах? Но это, как говорят, правда жизни. Как только появляется свобода выбора ценностей (каких угодно – материальных, духовных и всех прочих), так появляется ответственность за собственную судьбу и судьбу общества. И если «подружки» поссорятся, свобода оборачивается тотальной отчужденностью от человеческих ценностей. Как снежный ком. Ни любовь, ни знания без ответственности не принесут счастья, полноценного существования, чувства самореализации человеку.

В 90-х годах начался этап изменения ценностей, преобладания ценностей, берущих за основу естественные потребности человека (право на жизнь, выбор места жительства), иными по существу стали социальные ценности (семейно-брачные отношения, право на труд).

Особенно важной представляется ценностная ориентация молодого поколения России. В современных условиях растет активность молодежи, ее стремление к самостоятельности, желанию иметь «свое дело». Но параллельно происходит потеря многих традиционных нравственных ориентиров, разобщенность со старшим поколением, на первый план выдвигаются потребительско-эгоистические интересы. Нерешенность социальных проблем приводит к формированию чувства неуверенности в себе, в будущем, утверждению права сильного, наркомании, проституции.

Экономика и политика – для благосостояния народа

Развитие рыночных товарно-денежных отношений в нашей стране постоянно вызывает споры. И хотя мировая практика показывает, что рыночная экономика является стимулом к совершенствованию производства и личности, в России рынок – понятие не бодрящее, а связанное со стремительно растущими ценами, снижением жизненного уровня, недовольством широких слоев населения.

Создание работающей экономики – один из первых этапов становления демократии. Накормить, одеть, обуть, обучить и защитить – вот пять основных направлений экономики, как пять пальцев одной руки. В экономических преобразованиях используется интеллектуальная и финансовая помощь из-за рубежа.

Основой внешней политики России остаются прежние, ставшие традиционными качества россиян – неприятие войны, почтение к соседям и «собственная гордость».

В демократическом государстве внешняя и внутренняя политика и экономика всегда должны быть направлены на повышение благосостояния граждан.

Будущее не за горами

Древние мыслители под демократией понимали власть не одного лица, а нескольких. Мы вкладываем в это слово способы ограничения тирании, привилегий, новые и более эффективные формы управления обществом, да и мало ли чего, с чем связываются надежды.

Будущее России зависит и от выборов, и от референдумов, законов…

Но главное, от чего зависит будущее России, – это нравственность ее народа.

Экономическая свобода, политическое, демократическое развитие общества должны иметь прочную основу – нравственность общества. Вопрос этот и простой, и сложный. Но решать его необходимо, иначе ничего не получится. Сколько реформ и референдумов ни проводи.

Роль флагмана на нехоженых тропах в России всегда играла интеллигенция. Вселенский передел, вызвавший у большинства людей оскал, а не чувство уверенности в завтрашнем дне, не способствует формированию положительных идей. Интеллигенция тоже переживает самореформирование. Возможно, среди интеллигенции будет меньше художников и литераторов в традиционном понимании (они совсем погрузились в компьютерные миры), но больше философов, экономистов, политологов – людей, ориентирующихся не на иллюзии и ностальгию, а на свободно развивающуюся интеллектуальную деятельность, имеющую прикладной характер, критически и конструктивно направленную.

Интеллигенция, хотя и часть нашего общества, и тоже пашет, и тоже сеет на ниве искусства, культуры, образования, но на Руси народом всегда считались люди от земли. Долгим зимним вечерком, приняв для сугрева в ожидании перемен, в преддверии природного потепления, задумается наш «demos», а проще сказать – мужик-кормилец о своем житье-бытье, вывернув дырявый карман, и пошлет все эти «измы», сами знаете куда, вкупе с демократизмами и плюрализмами. Потому что невмоготу! Правда, может, и умные люди говорят, что не хлебом единым жив человек, но и без хлеба еще никто не жил. И приходят на ум не теряющие своей актуальности строки Николая Васильевича Гоголя: «Русь! Русь! Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Так, что? Заживем ли «как люди»? Программа стара как мир: благосостояние и уверенность в завтрашнем дне, безопасность и взаимное уважение друг к другу, нравственность и почитание традиций, здоровый образ жизни и качественное образование, возможности для интеллектуального развития и творческий труд.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.