Д Е В И Ч Н И К |
современницы в искусстве Романсы
полотен
"Красота – это свет.
Елена, вы с детства мечтали стать художницей? Нет, конечно. Я никогда не думала, что вот вырасту и стану художницей. Мои родители тоже не мечтали о том, что когда-нибудь их дочь станет художницей. Я помню себя с трех лет и могу сказать, что у меня вообще не было какой-то особой мечты. Более того, мне всегда казалось, что все в жизни происходит само собой, как будто кто-то все решает за меня, ведет меня за собой. В педагогический институт, например, я поступила совсем не потому, что мечтала стать педагогом, а потому что встретились интересные люди, благодаря которым я оказалась на отделении художественной графики в педагогическом институте. По окончании института мне повезло: я работала с удивительными слушателями – детьми 4–5 лет, занималась с ними рисованием и лепкой. То, что меня действительно всегда влекло, так это история моего рода. Мне всегда хотелось узнать, чем занимались мои предки, кто они были, какой национальности. Потому что это многое объясняет, помогает лучше себя понять. Все, что нам нравится, наше предпочтение чего-либо или, наоборот, неприятие имеет истоки в том, чьи мы наследники. Среди моих предков были русские и греки. Это мне известно. Но, к сожалению, информации недостаточно. И все же, всем нам очень повезло, потому что в один прекрасный момент педагог Елена Полякова представила свои работы широкой публике. Все случилось гораздо проще. Я бы ни за что не дерзнула стать художницей. Но когда мне пришлось одной растить двоих детей, я вынуждена была изыскивать возможности для работы дома. Жизнь заставила меня писать картины для того, чтобы растить детей и обеспечивать средства для нашего существования. Хотя я, конечно, рисовала с детства, но никогда не относилась к этому занятию серьезно. В семье мои рисунки также никто не воспринимал всерьез. Что для Вас оказалось самым сложным на первых порах? Сложнее всего было уйти от традиций, найти, уловить что-то свое. Я всегда стараюсь отталкиваться от фактуры. Меня привлекают те фантазии, которыми наполнена фактура. Увидеть в холсте образ и воплотить, прописать его – это для меня главное. Помните, как у Леонардо да Винчи: «Ищите сюжеты на старых стенах». Мне очень близка эта мысль. Увидеть образ на фактуре – удивительнейшая игра. У меня есть картина, на которой изображена птица в клетке. Когда я писала ее, знакомые спрашивали, зачем клетка? А я отвечала: «Ну, как же вы не понимаете, клетка уже есть в холсте, ее невозможно убрать, стереть, она уже существует, она изначальна». И получилась символичная работа. Сейчас творчество стало для Вас единственным источником дохода. Как удается сочетать творчество и бизнес? Это очень сложно. Я не могу сама продавать свои картины. За редким исключением, этим занимается мой муж. Вам не жалко расставаться с картинами? Вначале продавалось все. Не оставалось даже фотографий. Позже стали появляться работы-откровения. С ними расставаться тяжело. Как удается писать так много эмоционально совершенно непохожих друг на друга картин? Это происходит по-разному. Для некоторых достаточно короткого промежутка времени, другие пишутся годами. Иногда случается, что большой холст покрывается за одну ночь, мазок ложится за мазком без каких-либо исправлений. Но бывают периоды, когда ничего не получается, стоит лишь чуть-чуть возгордиться. Лена, а Вы не могли бы рассказать какие-то интересные истории, связанные с созданием картин? Конечно, случаются совершенно удивительные вещи. Одна из моих первых работ – это «Птица-сон, летящая сквозь время» (1992). До сих пор не могу понять, почему я ее написала. Картина познакомила меня с необычными людьми, поклоняющимися павлину. Моя любимая картина называется «Ладошки». На ней изображены всего-навсего как бы отпечатанные ладошки. Позже, листая справочники, увидела подобные изображения в росписи римских катакомб, купольных храмов, на иконах Византии и Древней Руси. Оранта – один из иконографических типов богоматери. Оранта изображается с поднятыми до уровня лика руками и повернутыми к зрителю ладонями. В позе оранта изображались святые. Вы поддерживаете связь с людьми, приобретающими Ваши картины? Это получается тоже как бы само собой. Многие покупатели самым чудесным образом становятся друзьями. Например, благодаря картинам я познакомилась с доктором – Тамарой Сергеевной Сверчковой, которая позже очень помогла мне в жизни. И я благодарна судьбе, что встретилась с таким замечательным человеком. Ваши наследники, как и вы, выбрали творческие профессии? Сыну Дмитрию 22 года, и он пока еще в поисках. Дочери – 19, она учится во ВГИКе – будущая актриса. Лена, что для Вас красота? Это свет. Написать свет – самая трудная задача в живописи. Полотно должно излучать свет, но достичь этого необычайно сложно. Что создает для Вас особую атмосферу, помогает или мешает в работе? Помогает, конечно, музыка. И больше всего мне нравятся романсы в исполнении Олега Погудина. Но вот что интересно. Я заметила, что каждый раз, когда я сажусь работать, происходит одно и то же. Все и всë стараются помешать мне, оторвать, отвлечь, возникают непредвиденные обстоятельства, из-за которых приходится откладывать задуманное. Это превратилось в какую-то закономерность, так повторялось буквально каждый раз. И каждый раз я снова и снова думала: «Ну почему так происходит?!» А потом как- то однажды поняла, что, только преодолевая, можно чего-то достичь. Лена, о проектах будете рассказывать? Ни в коем случае. Есть поверье: если расскажешь – обязательно не сбудется. Тогда, быть может, расскажете о последней работе? Да, пожалуйста. Одна из последних работ посвящена Андрею Рублеву. Это – «Врата». Но что рассказывать. Приходите лучше на мои выставки. Все увидите сами.
|
|