2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

современницы и творчество

Вечные темы в творчестве 
   
Валерии Радзиевской

Модельер, искусствовед, автор радио- и телепередач, а также книг и статей, посвященных истории вязания, Валерия Радзиевская полагает, что ручное вязание – это не только занятие старых бабушек и скучных тетушек, но древнее рукоделие, которое занимает особое место в современной культуре и искусстве. Более 15 лет она возглавляет Клуб вязальщиц при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Прошел год с тех пор, как я брала у Вас интервью. В прошлый раз Вы рассказывали мне о кельтских узорах…

– Да, тогда во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходила выставка «Кельтский орнамент», которая открывала совместный выставочный проект Музея и Клуба «Орнамент. Страницы истории». На выставке были представлены современные свитера ручной работы, предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Музея, книжные миниатюры и жалованные грамоты русских царей. Все экспонаты объединяло одно – украшающий их орнамент, истоки которого скрыты в искусстве древних кельтов.

Математическая упорядоченность выделяет орнамент в особый самостоятельный вид искусства и определяет его необычную судьбу. Орнамент вторичен, он не существует сам по себе, но орнамент продолжает жить и после исчезновения украшенных им объектов, переходя с предмета на предмет, из одного материала в другой, путешествуя во времени и пространстве. Мы начали с орнамента кельтов не только потому, что он исключительно красив. На его примере мы показали, что в то время, когда столь почитаемые сегодня памятники кельтского искусства стали музейными раритетами, традицию их декора сохранили свитера, которые и сегодня носят рыбаки Ирландии.

Вы продолжаете заниматься этой темой?

– Да, безусловно. Это увлекательная и неустаревающая тема. Ирландский свитер стал классикой моды. Очарование украшающих его узоров столь велико, что нет ни одного громкого имени на Олимпе моды, представитель которого не обращался бы к вязанию Ирландии. Но сейчас мы готовим следующую выставку. Ее рабочее название «От Альгамбры до Эшера». Она будет посвящена одному из видов орнамента – мозаике. Мозаичные орнаменты закрывают плоскость целиком, без пробелов и перекрытий. Мы сталкиваемся с ними повсеместно. Это лоскутные одеяла, паркетные и выложенные плиткой полы, а также многие рисунки обоев и тканей. Необычайных высот мозаики достигли в мавританском искусстве. Альгамбра – дворец, выстроенный маврами XIII–XIV вв. в Гранаде, один из его ярчайших примеров.

Морис Эшер, голландский художник и архитектор начала прошлого века, широко известен как автор парадоксальной графики, на которую ссылаются сегодня все без исключения труды математиков и кристаллографов, посвященные симметрии. Большинство его причудливых композиций представляют собой мозаики, построенные с помощью трех элементарных, известных любому школьнику операций – переноса, отражения и поворота.

В отличие от обычных орнаментов, мозаики не являются традиционными узорами ручного вязания и требуют разработки совершенно новой и достаточно сложной техники исполнения. Сейчас мы отрабатываем приемы вязания элементов различной формы и их соединения. Затем, когда наступит период создания моделей одежды и декоративных панно, предстоит не менее сложная работа, связанная с решением чисто художественных задач.

Орнаментальные фантазии не перестают удивлять…

– Да, разгадывание любого орнамента увлекательнейшее занятие. Кто из нас в детстве не погружался в изучение обоев на стенах своей комнаты. И хотя сегодня мода предпочитает однотонные стены интерьеров, предметы, декорированные орнаментом, звучат на их фоне особенно сильно.

Насколько молодое поколение интересуется подобными темами, занимаются ли в Вашем Клубе те, кому еще не исполнилось 20-25?

– Конечно, костяк Клуба – женщины среднего возраста. Вязание – кропотливое занятие, не терпящее суеты, поверхностности. К тому же, изменились и потребности и возможности. Сейчас без усилий и достаточно дешево можно одеться и в магазине и на рынке. Большинство так и поступает. Тем более радует, когда на занятия приходят молодые. Чаще всего девушки приходят с мамами или старшими сестрами. Очевидно, в некоторых семьях, несмотря на все внешние перемены, удивительным образом сохраняются традиции. Видите ли, мы не учим профессии для бизнеса, что сейчас широко распространено. Наш Клуб – не коммерческая организация. Хотя, конечно, мы выполняем эксклюзивные заказы и заказы некоторых фирм. Последнее время мы много работает с театральными художниками. Например, для мюзикла «Норд-Ост» мы связали почти двести моделей – от варежек до свитеров.

Образцы для будущих мозаичных моделей

А это наш молчаливый, 
но все понимающий 
собеседник.

В прошлый раз Вы рассказывали мне о Вашей учительнице, благодаря которой вязание стало для Вас и увлечением, и профессией, и делом всей последующей жизни…

– Да, Нина Львовна Марголина необыкновенно талантливый человек, великолепный модельер. До встречи с ней я вязала, как многие. Брала журнал и вязала понравившуюся модель по выкройке из него. Благодаря Нине Львовне я узнала о том, какая пропасть разделяет работу профессионала и любителя. Она была невероятно щедрым учителем, и сегодня я стараюсь быть такой же щедрой со своими учениками. Им предстоит преодолеть трудные (в том числе и психологические) барьеры, отделяющие любительское занятие от профессионального мастерства. На еженедельных «клубных днях» мы обсуждаем, корректируем и дополняем самые безумные замыслы и идеи. Анализируем направления моды. Смотрим, как ведет себя новая пряжа, появившаяся на рынке. Каждый новый технический прием, новое переплетение, новая удачная форма модели – все становится общим достоянием. И, что особенно ценно, невольная ошибка делается предметом доброжелательного анализа и предупреждением остальным.

У Вас много учеников?

– Я начала преподавать в середине 80-х гг. В то время люди год и более ждали возможности попасть на курсы Клуба. Думаю, что за прошедшее время мой курс прослушали около тысячи человек. Однако костяк коллектива, я имею в виду людей оставшихся в Клубе, пройдя курс обучения, примерно 50 человек. Некоторых я уже не могу считать учениками. Это самостоятельно мыслящие талантливые модельеры.

На Ваш взгляд, что такое мода в вязании?

– Мода увлекательнейшее явление. Это феномен, проявляющийся во всех без исключения областях деятельности человека. Он связан с массовым предпочтением, отдаваемой какой-либо идее, умонастроению, форме, облику или костюму в определенный, иногда достаточно короткий период времени. Моду можно предугадать, но нельзя "назначить". Как и почему она возникает, - не знает никто. Самая шумная рекламная компания не вызовет интереса и любви к тому, чье время еще не пришло, или уже миновало. В сонме носящихся в воздухе идей мода “отлавливает” то, что в данный момент актуально для большинства, и соответствующим образом упрощает, приноравливает к интеллектуальным и финансовым возможностям каждого потенциального потребителя. В искусстве и, в частности, в искусстве костюма мода постоянно обращается к прошлому и востребует те или иные традиции. Причем каждый раз, вспоминая и используя прошлое, мода наполняет старое русло новым содержанием. Вязание в этом смысле не исключение. Все тот же новый взгляд на вечные темы.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.