2001  2002   2003  2004  
  2005  2006:  №1  №2
  №3(июль)
  
Подписка
    Реклама 
   Новые номера журнала  

 
С 15 июля по 27 августа  курорт       «Сорочаны» превратится в  парк    ETHNOLAND.
   Получи грант, участвуй в конкурсе
 
 Золотой фонд прессы

   Мастерицы России: Т. Добролюбова
 
  Дизайнеры: Ольга Наумова, Татьяна        Комарова, Марина Козина

   Главная страница ] Вверх ] Содержание ] Content ] Куда пойти учиться ] Туризм ] Музеи ] Международная ассамблея моды ] Аптека ] Заказать журнал ] Этнолайф ]    
бизнес    образование     современницы    откуда родом    приметы времени     перспективы   
 
увлечения     мода     экипаж     маленькие радости     праздники     любимые вещицы   
 место свиданий  любовные истории   женские журналы     путешествия  
 
сказки     женские монастыри   о любви  бабушкины рецепты  
консультации   выставки  
письма о помощи

Д

Е

В

И

Ч

Н

И

К

история экипажей

Человек, имя которого знают все, и его модель

“Настоящая жизнь,
 революционные реформы 
создаются где-нибудь
 на заднем дворе мастерской 
или в тихой лаборатории
 ученого”, — 

в этих словах Форда 
вся философия его жизни.

Генри Форд (1863—1947)

Человек-легенда, один из основателей американской автомобильной промышленности, талантливый предприниматель Генри Форд родился 30 июля 1863 года. Его отец, потомок ирландских крестьян, в XVIII веке переселившихся в Америку, держал ферму около поселка Дирборн (штат Мичиган). И, конечно, видел в сыне своего преемника. Рассказывают, что “роковая” встреча произошла, когда Генри было двенадцать лет. Отец и сын Форды ехали на подводе в город и в милях восьми от города увидели локомобиль для приведения в движение молотилок и лесопилок. Будучи в преклонном возрасте Форд вспоминал: “Я представляю себе эту машину, как будто это было вчера”. Так совпало, что приблизительно в это же время будущий гениальный конструктор получил в подарок часы, поразившие его воображение настолько, что юный исследователь научился собирать часы и ремонтировать сломанные механизмы. Вскоре Генри становится учеником механика, а по ночам подрабатывает в мастерской ювелира часовщиком. Старший Форд еще надеется, что сын одумается и бросит свои железки, но напрасно. Участок леса в 40 акров, полученный от отца в подарок за обещание не заниматься механикой, лишь на время отвлекает младшего Форда. Женившись, он строит на участке дом и сарай-мастерскую.

Но вскоре лесное хозяйство оказывается заброшенным, а Форд с женой Кларой в 1893 году перебирается в Детройт и устраивается инженером-механиком в “Эдисон илюминейтинг компани” с жалованием сначала в 45$ в месяц, затем в 125$. В 1892—1893 годах Форд изобретает свой первый автомобиль с 4-тактовым двигателем внутреннего сгорания (4 л. с.) и продает его за 200$. И снова приходит искушение — вести размеренную обеспеченную жизнь без лишних беспокойств. Форд получает предложение занять место управляющего компании в обмен на отказ от работы над автомобильным двигателем. Он не соглашается пойти на компромисс, какое-то время служит ответственным инженером в автомобильной компании Детройта, пытается стать гонщиком, чтобы “добыть целую бочку денег”, но с 1902 года с головой уходит в свое дело даже семейную жизнь подчиняя бизнесу. Лучшим образованием для своего сына Генри посчитал не учебу в высших учебных заведениях, а работу на своем заводе. Генри Форд еще не знает, что находится в середине своего жизненного пути. Ему сорок лет, целеустремленности и упорства ему не нужно было занимать и раньше. Теперь настало время пожинать плоды, пришло время успеха.

1903 год можно считать вдвойне значимым. Во-первых; это год основания компании “Форд мотор”, которая впоследствии превратится в одну из крупнейших автомобильных компаний в мире. Во-вторых, в этом же году Форд вместе с Коппером создает автомобиль “999” неслыханной мощности — 80 л. с. “Шум от этой машины, — писал Форд, — был такой, что его достаточно было, чтобы наполовину убить человека”. На гонках машиной управлял отважный велосипедный гонщик Ольдфильд. И пришел к финишу первым. После гонки было создано “Общество автомобилей Форда”, четверть капитала которого стало принадлежать Генри Форду.

Компания “Форд Мотор” наладила выпуск сразу нескольких моделей, дела шли потихоньку, но Форда это не устраивало. Чего-то не хватало. Озарение пришло в 1908 году. Это была идея создания небольшого, дешевого автомобиля. Идея была до такой степени простой и очевидной, что ее мог взять на вооружение любой. Но “муза” посетила Генри Форда, и с этого момента его дела пошли в гору. В своей книге “Сегодня и завтра” (М.—Л., 1927) он писал: “Сотни людей говорили о недостатке шансов и о настоящей необходимости переделить существующие блага. Но с каждым годом рождалась и развивалась какая-нибудь идея... Только старые износившиеся понятия мешают осуществлению этих новых идей. Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется”.

Вскоре был построен новый завод, на котором организация производства была продумана до мелочей и каждый рабочий выполнял свою операцию — появился сборочный конвейер (1913). Форд собрал для воплощения своей идеи талантливых инженеров и механиков: К. Эвери, Ч. Флендрес, И. Соренсен, В. Кнудсен составили его команду. Этот завод стал основой для развития автомобильной империи Форда. Постепенно кроме автомобильных заводов, ему будут принадлежать заводы по производству стекла, каучука. цемента, а также шахты, добывающие уголь, пароходы по перевозке деталей и узлов.

Журнал “Автомобильная жизнь” (Санкт-Петербург) в 1909 году писал: “Фирме Форда” (США) удалось создать прочную, изящную и дешевую машину. Это достигнуто выпуском одного типа машин с шасси в 20 Н. Р. 4 цилиндра (магнето), производительность фабрики — 100 шасси в день. Дешевизна авто сделает их достоянием широкой публики”. В России компания Форда продавала свои автомобили с 1908 года по цене 10 000 рублей.

Сам Форд сформулировал критерии, которым должен отвечать автомобиль, это:
“1. Первоклассный материал... (шасси и кузов изготавливались из ванадиевой стали).
2. Простота — так как публика не состоит из механиков.
3. Достаточная сила мотора.
4. Полная благонадежность — так как автомобиль должен служить самым разнообразным потребностям при хороших “скверных дорогах”.
5. Легкость.
6. Безопасность в езде...”

Так что же это был за автомобиль? “Машина для неудачников” в фильме Чарли Чаплина, или “курятник”, или “жестянка Лиззи” — это и есть “Форд Тоурабоут”, или “Форд Т”. При массе в 550 кг машина развивала скорость до 70 км/ч. Вместо четырех рессор установили две поперечные, конечно, не все было доведено до совершенства: топливо подавалось в бак самотеком (что являлось препятствием для крутых подъемов), не было аккумулятора, поэтому фары, получающие ток от магнето системы зажигания, светили слабо и мигали. Но модель полюбили, она стала популярной, фамилия, которую она носила — фамилию ее автора, узнал весь мир. Долгожитель “Форд Т” выпускали с 1908 по 1927 год, за это время цена на автомобиль упала с 850 до 290 долларов. Общее число увидевших свет автомобилей составило 15 007 033 штук — с таким рекордсменом по количеству не спорил никто в семидесятые годы появится конкурент — “жук” компании Volkswagen, а вот по продолжительности выпуска смог соперничать только “Серебряный призрак” фирмы Роллс-Ройс, просуществовавший на один год больше.

Осенью 1927 года была окончена конструкторская работа над новой моделью, и Форд принимает смелое решение — он объявляет о закрытии всех заводов на переоборудование. Начинается выпуск модели “А”. Реклама новой модели в течение пяти дней занимала целую полосу ежедневных газет. Добавьте к этому листки, плакаты, каталоги, радио, кино. 2 декабря 1927 года модель была выставлена для всеобщего обозрения в демонстрационном зале компании в Детройте. За один день “на смотрины” пришли 10 000 человек. А вот ее портрет, то бишь характеристики: мощность мотора 40 л. с., скорость 105 км/ч, объем двигателя 3,28 л, расход топлива снижен, тормоза поставлены на все четыре колеса, трехскоростная коробка передач и прочее, прочее... Стоимость закрытой модели 495$, открытой двухместной — 385$. В 1929 году Форду принадлежало 50,4% общего объема продаж, что составляло 3,6 млн. автомобилей. Модель “А” просуществовала с 1928 по 1931 год и была заменена 4-цилиндровой моделью “В” и 8-цилиндровой моделью “У-18”.

“Мы переделали Америку автомобилями”, — пишет Форд, — но мы владеем этими автомобилями не потому, что богаты: наоборот, мы богаты потому, что пользуемся ими... Общее благосостояние страны находится в прямом соответствии с числом автомобилей”. К сожалению, даже очень умные люди не всегда могут предугадать реально происходящие события. За годы экономического кризиса сбыт автомобилей резко упал, и 30 июля 1931 года Форд закрывает заводы, 75 000 рабочих остаются без работы. Генри Форду в это время 68 лет, но он полон сил и энергии. Заводы возобновят свою работу, в хозяйственных и коммерческих вопросах ему будут помогать сын Эдзель и управляющий Соренсон, будут созданы новые модели, более мощные, комфортабельные, конкурентоспособные, но успеха “Форда Т” достигнуть уже не удастся.

Генри Форд умер 7 апреля 1947 года в своем поместье Файр Лэйн, что возле городка Дирборы под Детройтом, и похоронен на родовом кладбище в местечке Гринфилд Виллидж, где сейчас находится музей Генри Форда. Одного из самых знаменитых людей века в последний путь провожали более ста тысяч человек. “Настоящая жизнь, революционные реформы создаются где-нибудь на заднем дворе мастерской или в тихой лаборатории ученого”, — в этих словах Форда вся философия его жизни.

Создатель и его детище, Генри Форд и “Форд Т” заняли особую, запоминающуюся страницу в автомобильной летописи. Преодолев путь от кустарной мастерской в маленьком сарае до гигантской корпорации, бизнесмен века Генри Форд перед смертью передал бразды правления своему внуку.

Позже  концерн возглавит правнук Форда, Уильям Клей Форд-младший.

 В начале XX века автомобиль воспринимался как чудо и был таковым на самом деле. Тем не менее на заре автомобилестроения покупатель имел большой выбор моделей на любой вкус: он мог приобрести автомобиль с электрическим, механическим или паровым двигателем, с тремя или четырьмя колесами, с открытым или закрытым кузовом.

Семидесятые годы считаются переломными в истории автомобилестроения. Изменился внешний вид автомобиля, его размеры, снизился вес и уровень шума, улучшились технико-экономические показатели карбюраторных и дизельных двигателей, в конструкциях стали применяться высокопрочные стали, алюминий, пластмассы и керамика, улучшился процесс сгорания рабочей смеси, большое внимание уделялось безопасности авто и поиску альтернативных видов топлива. Конструкции автомобилей совершенствовались и унифицировались, менялись и совершенствовались методы и технологии их производства. Благодаря развитию науки и техники стало возможным использование автоматизированных методов производства, промышленных роботов и станков с программным управлением.

Очень тяжелым для американских компаний оказался 1980 год. Так, например, “Дженерал Моторс” (General Motors) потерпела убытки в 76,5 млн. долларов при объеме продаж 57,7 млрд. долларов, “Форд” (Ford) потерял свыше 1,5 млрд. долларов, “Крайслер” (Chrysler) — более 1,7 млрд. долларов, “Америкэн Моторс” (American Motors) — 179,5 млн. долларов.

Такой спад был вызван рядом причин. Среди них можно назвать проникновение на американский рынок зарубежных фирм, усиление конкуренции и изменение цен на нефть. Автомобильные компании были вынуждены срочно заняться поиском новых рынков сбыта, а также в какой-то мере пересмотреть свою политику, прежде направленную на создание роскошных и престижных машин, проанализировав причины успеха зарубежных компаний, продающих компактные автомобили.

Одной из крупнейших автомобильных компаний остается Ford. Правда, меняется политика компании. Ставка уже не делается на одну-единственную модель. После войны Ford организовал независимые отделения, каждое из которых имело свою модель автомобиля и свои производственные мощности. Шестидесятые годы принесли известность многим моделям, становятся популярными “Пинто”, “Мустанг”, “Мэйверик”.

Объем продаж концерна “Форд Мотор Компани” с 1970 по 1985 год увеличился с 14 980 млн. долларов до 52 774,0 млн. долларов. Контрольный пакет акций концерна (его правление расположилось в городе Дирборне, штат Мичиган) принадлежал семейству Форд. Легковые и грузовые автомобили, автобусы, узлы и агрегаты, сельскохозяйственная техника, аэрокосмическое оборудование — это далеко не полный список продукции заводов концерна.

В Россию Ford вернулся с началом экономических реформ, в Москве и Санкт-Петербурге начали работать первые дилеры корпорации, а в 1996 году было открыто специальное представительство Ford в Москве. На российских дорогах один за другим появляются “Форд-Эскорт-Таурус”, “Эксплорер”, “Мондео” и другие модели. В конце девяностых годов Ford — это вторая по величине автомобильная компания после General Motors. В 2002 году автоконцерн запустил свое производство в России – состоялась торжественная церемония открытия «Ford Motor Company» во Всеволожске Ленинградской области. Предприятие будет выпускать современную модификацию автомобиля «Ford Focus» в трех вариантах кузова: универсал, седан и хэтчбек.

 Использованы материалы из книг:

Генри Форд. Сегодня и завтра. М.-Л., 1927.
Беляев Н. Генри Форд. М.,1935.
Асов Н. Генри Форд. Американский король автомобилей и тракторов. Л.-М. 1927
Михайлов А. В. Система Форда. М.-Л. 1930.


Девичник. 2001- 2006.
  Авторский журнал. 
© "Девичник/ Devichnick", 20012006.
© Оформление, текст, фотоматериалы Молотилова Л. К., 20012006.
Перепечатка без письменного разрешения запрещена.
Для писем:
privet@devichnick.ru, 109147, Москва, а/я 4.