Д Е В И Ч Н И К |
твой
бизнес образование
перспективы мода
увлечения экипаж
Так кто же наш учитель? Фет, Тютчев, Пушкин, задушевная песня народная, учительница русского языка и литературы? И так, и не так. Действительность скорректировала написанное в книгах и не только проявила изнанку, без которой, конечно, не бывает лица, но и сделала ее особо модной. На самом деле, наш язык многое может рассказать о каждом из нас. В первую очередь, откуда мы родом, кто наши родители, кто друзья, в какой СРЕДЕ мы выросли. А это уже немало. Кроме того, язык открывает наши "тайны", повествуя о том, насколько скудны и примитивны или самостоятельны и талантливы наши мысли, насколько развиты в нас способности познать окружающий мир, осмыслить современную действительность, овладеть всеми красками и оттенками того полифонического звучания, которым наполнен язык. Язык - это хранилище традиций, удачных находок и навязчивых ошибок, множащихся заимствований и чудесных превращений. Объемы хранилища таковы, что трудно предположить и назвать число самых толстых томов, в которых может быть представлено все его многообразие. То, как и что мы говорим, как используем это хранилище, отражает наше МИРОВОЗЗРЕНИЕ, является результатом работы мысли и эмоций, полученных ассоциаций и запомнившихся образов, приобретенного социального опыта, генетически переданных предпочтений и психического склада. Это тот самый похожий или на букет, или на компот, или на лакмусовую бумажку, собранный из многих составляющих и преобразованный в единое целое язык незаменим в качестве средства ОБЩЕНИЯ. На службе общения язык трудится спокон веков. Но, несмотря на долгий срок, эта служба имеет свои опасности, свои подводные камни. Как всякое явление, язык имеет общие черты и индивидуальные, истоки, перспективы и переломные моменты. А самый опасный, вернее ранимый период в развитии языка, - это стадия его формирования. Именно в период детства и юношества неосознанно и легко прививается, становится привычным услышанное и подслушанное, увиденное и подсмотренное, навязываемое и невзначай брошенное. Особенно легко усваивается информация, полученная "наедине", в обстановке "раскрытости", "на отдыхе", например в общении с телевизором, компьютером, книгой. Все это было как бы вступлением, а теперь перейдем к примерам. Приведу для начала несколько слов из небольшого словарика, составленного из лексики беспризорных детей, в том числе одного из беспризорных из "дома для дефектных детей в Сызрани (1919-1920)". Брахло - ворованное. Гореть - попадаться в чем-либо. Заначить - прятать. Зыкать - смотреть. Ксива - документ. Легавить - доносить. Мент - милиционер. Перышко - ножик. Понт, взять на понт - обман, обмануть. Собачка - замок. Стрем - пост сторожевой. Чирик - четвертак. Этот словарик взят из статьи Георгия Виноградова о детском блатном языке, опубликованной в начале прошлого века. Собственно "переводить" слова и не нужно было. Они и так понятны всем. Чтобы уточнить историю ставших привычными и занявших прочное место в современном языковом фонде слов, обратимся к одному из самых известных воровских словарей с необычным для словаря названием - "Блатная музыка (жаргон тюрьмы)", изданному в 1908 году В. Ф. Трахтенбергом под редакцией профессора И. А. Бодуэн-де-Куртенэ по материалам, собранным в тюрьмах. Буфера - женская грудь. Волынка - свободное время. Гусак - пьяный. Клево - хорошо. Сара - деньги. Стремно - опасно. Тырить - красть. Хламида - пальто. Шпана - тюремное население. Шухер - поднять шум. Якорник - нищий, сидящий на земле и просящий милостыню. Все эти слова также не нуждаются в пояснении. Грустно становится оттого, что именно арго (argot) - "воровской язык плутов" - оказался созвучным времени, в которое мы живем, и стал, наверное, главным участником и лидером в гонке на выживание со словами-иностранцами в настоящее время. Есть, кстати, версия, что слово "арго" происходит от имени безнадежного бездельника Ragot, жившего во времена Людовика XII. Бродяги, мошенники, воры, противопоставившие себя обществу или вынужденные стать изгоями, злобные или озлобленные души, создавая веками свой конспиративный язык общения и оставляя его в наследство последующим поколениям, не могли и мечтать о такой триумфальной победе в будущем, в XXI веке. "Отверница" - так называли этот язык в XVII веке в России. К тем временам относятся столь популярные сейчас слова, как "лох" (мужик), "хаз" (дом), "паханя" (хозяин, содержатель притона), знаменитое "клево" (тогда - "клева") и многие другие. По крайней мере, есть свидетельства, что в XVII веке они уже существовали, а возникли, быть может, еще раньше. Знаменитому вору и разбойнику XVIII века Ваньке Каину принадлежит, как утверждает автор "Блатной музыки", фраза: "Пей воду, как гусь, ешь хлеб, как свинья, а работай черт, а не я". Очень современная поговорка. В упомянутом сборнике содержатся и другие острожные пословицы и поговорки, звучащие не менее современно: Не зовут вола пиво пить, зовут вола воду возить. Не пойман - не вор, не уличена - не гулява. Не тот вор, кто крадет, а тот, что свинью за бобра выдает. Ночь матка все сокроет гладко. Что мне законы, судьи все знакомы. Закон что дышло; куда вернешь, туда и вышло. Денежка все грехи скроет. Согнись дугой - станешь другой. Так кто же нам учитель в кружеве словес? Не тот ли Ванька Каин, приукрашенный новыми маскарадными костюмами, мошенник и разбойник, супермен современного экрана и газетных страниц, герой дня, незаметно направивший наш родной язык в понятное и близкое для него русло? Сравним для верности, что нам ближе: "Мы одни; из сада в стекла окон Светит месяц... тусклы наши свечи; Твой душистый, твой послушный локон, Развиваясь, падает на плечи". (Из Фета) Так и хочется написать курсивом. Или что-нибудь "стильное" из утренней поездки в автобусе или вечернего отдыха у телевизора: "Вован уронил брулики на пол и сам не врубился, как его подкатило к двери. Крепко взял любашу за буфера и, кошмарно стремаясь от чувств, просипел: - Тащусь от тебя, как вошь по гребешку. Типа перепихнемся?" (Из Б. Акунина) Сравним и сделаем для себя выводы. |
|