Д Е В И Ч Н И К | твой
бизнес откуда
родом
перспективы мода
увлечения экипаж
образование
Сейчас все чаще ссылаются на генетику и говорят, что насильственное стирание различий между сословиями не может привести к чудесам и что каждый сверчок должен знать свой шесток. Но генетически обусловленное обустройство головного мозга совсем не предполагает отрицание пользы образования. Знания не передаются по наследству, благодаря дядюшке "гену" невозможно получить ответы на подстерегающие нас вопросы. Какие духовные приоритеты и реальные авторитеты будут у молодых героев нашего времени, какие символы культуры станут знаками современности, чем будут руководствоваться молодые люди при совершении поступков, что выберут: ответственность, совесть, честность или прагматизм, наглость, жестокость - во многом зависит от тех Учителей, которые встретятся им на пути. Образование является средством познания мира и формирования взаимоотношений человека и окружающей его действительности, предоставляя ему "на блюдечке" посредников, или точнее союзников, в лице науки, искусства, жизненного опыта предшествующих поколений и прочих животворных источников. Взрослому человеку, постоянно пребывающему в потоке разношерстной информации, образование помогает оценить предлагаемые варианты поведения и осознанно выбрать свой путь. Получаем и усваиваем информацию мы как осмысленно, так и неосознанно. Но знания развивают наши способности к анализу, синтезу и успешному применению полученной информации. У образованного человека способности получать, хранить и использовать знания превращаются в личные качества, благоприятствующие его успешной деятельности в обществе. Знания преобразуются в поступки. "Человек - это, конечно, источник поступков", слова принадлежат Аристотелю. "То, чего ищет ограниченный человек, находится в других", - продолжает его мысль Конфуций. Образование прежде всего должно быть направлено на развитие человека мыслящего, творческого, инициативного, деятельного и стремящегося к самореализации. Учебное заведение как творческий союз единомышленников - вот мечта каждого учащегося. Перспективными и удачными становятся такие "уроки", на которых прочтение "предмета" дает его "целостное видение", помогает понять его практическое назначение и место в окружающем мире, заинтересовывает ученика неразгаданными еще загадками и нерешенными противоречиями. Потому что такие "уроки" убеждают лучше всяких слов о пользе учения, убеждают в том, что образование необходимо, и открывают перед ним перспективы деятельности. Только процесс образования как сотворчество и отношения учителя и ученика как соавторов будоражат мышление ученика, стимулируют его способности и приносят положительные созидательные плоды, помогающие в дальнейшем ученику как творческой индивидуальности найти свое место в устоявшейся системе коллективного труда и состояться как личности. Образование опирается как на науку, так и на практику, чаще, к сожалению, лабораторную. А ведь именно практика, работа в группе, стихийной или специально организованной, учит общению и приучает в дискуссии находить правильное решение. Не замкнутость в рамках темы, предмета, класса, а дискуссия, общение, возможность время от времени окунуться в отличную от привычной, от школьной, среду, возможность получить новые впечатления и услышать различные мнения помогают ребятам впоследствии легче войти во взрослую жизнь, почувствовать себе увереннее. Прислушаемся к мудрым. Им виднее. "Научиться можно только тому, что любишь". (И. Гете) "Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться". "Человек - не пустая
бутылка, в которую можно влить какую угодно
жидкость". "Не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь легко?" (А. И. Герцен) "Человек при помощи
науки в состоянии исправить несовершенство
своей природы". А напоследок - советы "мастера на все руки" Леонардо да Винчи: "Так же как поглощение еды без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усвоить то, что она поглощает". И еще: "Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью". |
|